Свобода вновь вернулась на улицы Будапешта, казалось, заколдованного самоуверенным премьером из "Фидеса" и коллаборационистами из "Йоббика".
Этим возвращением, этими непрекращающимися демонстрациями на улицах венгерской столицы я не удивлен. На венграх уже многие обжигались.
Габсбурги верили, что самовольное королевство станет всего лишь тщательно инкрустированной жемчужиной в их короне – но явился Кошут. Советские оккупанты не сомневались, что Венгрия никогда не денется из “социалистического лагеря” – но появился Имре Надь. Осторожный Янош Кадар, казалось, убаюкал растерзанную Кремлем страну своим “гуляшевым социализмом” – но венгры оказались в авангарде расставания с прошлым. А теперь их пытается обмануть какой-то Орбан, смешно сказать!
Конечно, Орбану не откажешь в изобретательности. Он еще до своей дружбы с Путиным понял: если руководишь бывшей империей, надо играть на партитуре этнических предрассудков и обманутых надежд – и сплочение общества гарантировано! Но такая игра неизбежно заставляет правителя перевернуть партитуру на следующую страницу, на которой сплошной сумбур вместо музыки, Орбан вместо Листа, подчинение самодурству вместо гордости и свободы.
Привычное и даже желанное для российской цивилизации, такое подчинение невозможно для цивилизации венгерской. Венгры хотели быть рядом с Орбаном, а не под Орбаном – но, как и любой политик, играючи получающий бесспорное большинство на выборах, Орбан так этого и не понял. Не понял, что править с помощью “агрессивно-послушного большинства” – это не про Венгрию. Не увидел, что выставлять себя меньшим злом на фоне откровенных предателей венгерской свободы из прокремлевского “Йоббика” – это не про Венгрию.
И дело не в том, что Орбан менее расчетлив, чем Путин – куда более расчетлив, адекватен, талантлив и харизматичен. Путин – чиновничья случайность. Орбан – политическая закономерность.
Просто Венгрия – не Россия…