Европа устала расширяться, поэтому она заявила Украине, что реформы надо провести сейчас, а выгоды от интеграции в европейскую экономику получить попозже. И все это без четких обещаний приема в ЕС. Путин же предложил якобы безболезненные выгоды.
К моменту, когда Путин объявил о финансовой помощи и льготной цене на газ для Украины, стало очевидно, что он выиграл “Киевскую битву”, – утверждает в статье для The International New York Times Клеменс Вергин, редактор международного отдела в немецком издательском доме Die Welt. Ранее Янукович “по сути, предложил свою страну Западу взамен на 20 млрд долларов”, говорится в статье. Европейские лидеры отвергли сделку, не понимая, почему после долгих переговоров должны предлагать более выгодные условия.
Автор советует Западу при подготовке к следующему раунду учесть недавние ошибки. В стратегическом плане Европа сильно заинтересована в стабилизации своих восточных соседей, открытии их рынков для европейских товаров и создании “буферов безопасности” против России, говорится в статье.
ЕС предпринял много усилий, чтобы привлечь к себе Украину, но недооценил “готовность Путина вести жесткую геополитическую игру”, и, когда Киев передумал, Европа не смогла что-то противопоставить давлению Путина на Януковича и олигархов.
Почему же ЕС совершил эти очевидные ошибки? Европейским лидерам хотелось развернуть Украину к Западу, но совсем не хотелось взваливать на себя ее проблемы, замечает автор.
Собственно, конфликт между геополитическими соображениями и качеством существует в Европе с конца 1970-х.
“В геополитическом плане абсолютно разумно привязать Украину к Европе и, возможно, в итоге рано или поздно предложить ей членство в ЕС”, – пишет Вергин. Те же геополитические соображения стояли за приемом в европейское сообщество Испании, Португалии и Греции в 1980-х годах, а позднее – стран Восточной Европы и Балтии. Но после приема новых государств в блок качество госуправления в ЕС снизилось. Некоторые новые члены не смогли дотянуться до стандартов Западной и Северной Европы.
В данный момент Европа хочет привязать к себе восточных соседей, не обещая им членства в ЕС. “Поэтому она может не так много предложить странам типа Украины и Армении, у нее не так много рычагов для противодействия российскому давлению”, – пишет автор.
Европа устала расширяться. Потому-то она заявила Украине, что реформы надо провести сейчас, а выгоды от интеграции в европейскую экономику получить попозже. “И все это без четких обещаний приема в ЕС”, – говорится в статье.
Путин, напротив, предложил безболезненные – по крайней мере, на данный момент – выгоды.
В следующем раунде Путин будет играть не менее ловко. “Может, для разнообразия сыграть с Москвой в жесткую игру?” – вопрошает автор. Он предлагает “не прислушиваться к постоянной просьбе России обеспечить свободный визовый режим для российских чиновников в Европе”, по-прежнему принимать к “Газпрому” меры за монополизм, защищать “такие страны, как Литва, Грузия, Украина или Молдавия, от торговых санкций”.
Москва должна понять, что не может запугивать соседей безнаказанно, а запугиваемые страны должны поверить, что Европа им поможет. “Только тогда страны типа Украины и Армении постепенно изменят свои расчеты”, – заключает автор.