На этой неделе четвертый опытный самолет МС-21-300 прибыл на аэродром Ульяновск-Восточный для проведения покрасочных работ.
Этому перелету российские СМИ уделили особо повышенное внимание, окружив его пафосом и эпическими сопроводительными подробностями, среди которых акцент на пилотировании самолетом экипажа в составе Героя России, летчика-испытателя 1-го класса Олега Мутовина и летчика-испытателя 1-го класса Василия Севастьянова.
Также, российские СМИ подчеркивали, что самолет представляет собой демонстрацию высоких технологий при изготовлении фюзеляжа и внедрение передовых тенденций автоматизированной сборки.
Вот только российские СМИ, все наперебой рассказывающие о новом МС-21-300, четвертом по счету в линейке, не упомянули одну пикантную деталь – этот самолет может стать последним в серии МС-21.
Дело в том, что в 2019 году российский самолет МС-21 остался без композитных материалов производства компаний Hexcel (США) и Toray Industries (Япония), из которых делались его крылья и киль. Санкции, введенные против России поставили крест на поставках этих материалов, а освоение производства данных композитов в РФ требует не только серьезных финансовых затрат, но и времени.
На фоне того, как санкции подкосили поставку композитов в Россию, стали возникать проблемы и с поставкой прочих комплектующих иностранного производства, коих в МС-21 около 50%. Но основной проблемой для российского, не имеющего аналогов в мире, перспективного и все такое, самолета, стало то, что на нем установлены американские двигатели PW1400G (Pratt & Whitney). Отсутствие поставок двигателей ставит под вопрос сам проект, съевший уже более 400 миллиардов рублей бюджетных средств.
Разумеется, американским авиационным двигателям есть замена и это российские ПД-14. Но вся загвоздка в том, что ПД-14 до сих пор находятся, мягко говоря, в крайне сыром состоянии, и их доведение до ума, займет еще не один год!
И вот теперь самое главное. Четвертый МС-21, помпезно прибывший на этой неделе в Ульяновск-Восточный для проведения покрасочных работ, является последним самолетом, на котором установлены PW1400G.
Таким образом, на последующих самолетах будут ставиться ПД-14, а с учетом того, что этот двигатель, фактически, не готов к эксплуатации, это, в определенном смысле, смертельная рулетка для экипажей, которые осмелятся “оседлать” эту машину. Иными словами и руководствуясь здравым смыслом, в Ульяновск-Восточный, прибыл последний МС-21-300, который, как в свое время отметил Дмитрий Рогозин, летает.