Главный критерий привлекательности недостроев — финансовые обязательства
Специалисты харьковской инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) решили провести ревизию недостроев первой столицы и насчитали 27 высоток, которые должны были сдать еще несколько лет назад. На некоторых объектах строительство прекратилось еще задолго до кризиса, но консервировать их фирмы-застройщики и не думают. Ситуация также осложняется и тем, что в некоторых таких домах часть квартир уже распродана.
Харьковчанин Алексей приобрел квартиру в новострое на Алексеевке в середине прошлого года. Молодой человек говорит: строительство в то время шло полным ходом, сдача дома была назначена на декабрь. Однако праздновать Новый год Алексею пришлось на съемной квартире. «Говорят, что срок сдачи откладывается незначительно, мол, не успели закончить какие-то работы, — говорит парень. — Надеемся, так оно и будет. Но мы уже опасаемся, что наш дом постигнет судьба других недостроев». Алексей ждет вселения в собственную квартиру чуть больше месяца, в то время как некоторые объекты в Харькове простаивают с 2004 года. Но подавляющее большинство компаний прекратили строить в кризисный 2008 год. По правилам, компания должна консервировать объект, если строительство на нем не ведется больше трех лет, говорят специалисты. Однако застройщики эти требования игнорируют. «Эта достаточно дорогостоящая процедура, — говорит начальник терруправления ГАСК Александр Мальцев. — Если на объекте выполнено 5% работ и стоит только ограждение, то понятно, что город может просто передать земельный участок другому застройщику, а если объект в высокой степени готовности, то нужно принимать определенные меры. Ситуация осложняется тем, что в некоторых недостроях уже выкуплены квартиры». А вот бессменный президент ИСК «Авантаж», а ныне депутат Верховной Рады Анатолий Денисенко уверен: далеко не все недострои будут привлекательны для крупных застройщиков. «Каждый объект индивидуален. Есть и такие, которые концептуально неправильны, есть компании, которые серьезно ошибались в целевом назначении объекта, — говорит Денисенко. — Но государство должно принимать какие-то действия в этом направлении, ведь с того момента, как рынок стал, прошло уже пять лет. Возможно, нужно дать льготы тем компаниям, которые возьмут на себя это бремя». А вот председатель правления треста «Жилстрой-1» уверяет: главный критерий привлекательности недостроев — финансовые обязательства. «Мы рассматривали объекты со степенью готовности 70%, но они оказались для нас непривлекательны, — говорит Харченко. — При этом мы достраивали объекты, строительство которых остановилось на стадии монтажа свай. Уверен, что какие-то из недостроев будут нам интересны. Главное — экономический фактор».
По словам Мальцева, около 400 тысяч «квадратов» сейчас готовы более чем наполовину. Среди основных недостроев — дома на пр-те Героев Сталинграда (60% готовности), две высотки на пр-те Ленина, в которых выполнено 78% и 61% стройработ. Не строятся также дома на ул. Родниковой, где строители успели выполнить лишь 35% работ и ул. Минской, где возвели лишь четверть дома.
Несмотря на то, что на многих стройплощадках давно не слышно никаких звуков, на замороженных объектах до сих пор продаются квартиры. К примеру, в доме по пр-ту Героев Сталинграда цена за метр жилплощади — 5000—7800 грн, хотя окончания строительства владельцы уже купленных «квадратов» ждут четвертый год.