Налоговики хотят, "не отходя от кассы", знать, сколько зарабатывают предприниматели.
Очередное новшество в системе налогообложения в стране – внедрение в 2013 г. расчетно-кассовых аппаратов с электронной контрольной лентой уже вызвало среди украинских предпринимателей, волну панических настроений. Не мудрено, ведь в Украине 152 тыс. субъектов хозяйствования, использующих около 280 тыс. контрольно-кассовых аппаратов, и все они будут объединены в системе. Цензор.НЕТ разобрался, в чем состоит суть реформы и как кого налоговики и НБУ в этот раз собираются “проконтролировать”.
Ситуацию разъяснил начальник департамента налогового контроля Миндоходов Сергей Крухмалев. Практика применения электронных контрольных лент достаточно широко распространена в мире – в России с 2002 г., в Словакии с 2010-го, аналогичные системы достаточно давно действуют в Италии, Великобритании, Турции, Канаде, Грузии, других странах. Преимущества для государства очевидны – это на порядок более совершенная система контроля. Однако куда большие удобства эта система создает для предпринимателей.
Несмотря на то, что в Миндоходов стараются придать позитивную окраску реформе, наши источники в НБУ утверждают, что засекреченность проекта электронной контрольной ленты объясняется именно коррупционными интересами близких к руководству НБУ коммерческих структур.
Один из операторов рынка согласился рассказать, как авторы схемы планируют делить доходы. Запланированная авторами схемы ежемесячная плата за эксплуатацию кассовых аппаратов с модемом должна составлять не менее 100 грн дополнительно с каждой кассы. Из них 40 грн получит сервисная организация, обслуживающая кассовый аппарат, 30 – технический эквайр (напомним, таких всего два – “Укркарт” и “Интерплат”) и 30 грн – один из двух уполномоченных провайдеров связи. Никакой информации о тендерах на подключение расчетно-кассовых аппаратов к Интернету в “Вестнике госзакупок” нет.
Сделаем простой расчет: 280 тыс. кассовых аппаратов. В месяц абонентская плата, если наши неофициальные данные верны, должна составить 28 млн грн. Из них примерно 8,4 млн пойдут на счета эквайра. Эксплуатационные расходы будут копеечные – эквайр отвечает за работу серверов и техподдержку софта. 30 грн с каждого кассового аппарата, если схема будет реализована на практике и приведенные нами цифры станут официальными, – это будет, по сути, роялти, чистой прибылью за реализацию проекта. 8,4 млн грн в месяц, за год – более 100 млн при, по сути, копеечных затратах на эксплуатацию… Хорошие деньги. Аналогично не выяснен вопрос и по провайдеру, запланированная доля на связь также является сверхприбыльной. А если еще и получить долю в сервисных организациях… Простите, но с какой стати украинские предприниматели обязаны платить эти деньги?
Исходя из вышеизложенного, Национальному банку нужно немедленно раскрыть общественности все детали проекта внедрения электронной кассовой ленты. А контролирующим органам – проверить законность и обоснованность процедуры определения технического эквайра, а также запланированных расценок на эксплуатацию новых кассовых аппаратов.