Последние новости
17 января 2025
16 января 2025

Сможет ли Украина трудоустроить вернувшихся домой заробитчан

no image

У отечественных работодателей есть два месяца, чтобы переманить вынужденно возвратившихся заробитчан и сократить нехватку рабочей силы

Коронавирус неожиданно помог властям приблизить выполнение одной из целевых программ государственного развития: остановить отток трудовой миграции и вернуть уехавших в поисках лучшей жизни соотечественников домой. Несмотря на то, что большая часть заробитчан предпочла пересидеть карантин за границей, с его введением потенциальный резерв украинского рынка труда был увеличен на приблизительно 300 тысяч вернувшихся мигрантов.

Правда, удачно распорядиться одним из немногих преимуществ коронакризиса, нивелировав дефицит в рабочей силе, отечественным предпринимателям будет сложно.

Эксперты считают, что у мигрантов хватит накопленных средств, чтобы не работать в период карантина. Только по мере их истощения и в случае, если до этого времени возможность выезда на заработки все еще не будет восстановлена, мигранты начнут искать временную подработку – впрочем, ее рынок предоставить способен.

Однако для того, чтобы заманить заробитчан в Украину на более длительный срок и трудоустроить в те сферы, которые наиболее страдают от кадрового голода из-за невозможности конкурировать с Европой, может не хватить ни официального оформления, ни широкого соцпакета, ни даже приближенной к иностранному уровню зарплаты. Некоторые предприниматели уже заявили о необходимости государственной помощи для заробитчан, чтобы все же заставить их остаться в Украине. Но и с ее учетом макроэкономические изменения могут даже усилить отток населения из Украины после открытия границ.

Чем занимаются заробитчане в Украине
На сегодняшний день точные данные по трудовой миграции – общее количество трудящихся за рубежом, сколько из них сейчас возвращается, сколько остается в Польше, не предоставляются органами госстатистики, объясняет UBR.ua Ольга Купец, исследователь рынка труда и профессор Киевской школы экономики.

Приблизительные оценки высказал президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству (ВАКМТ) Василий Воскобойник, который отмечает, что из примерно 3 миллионов постоянно работающих за границей украинцев пересидеть карантин дома решили не более 5-10% или порядка 300 тысяч человек.

Сложно определить, сколько из вернувшихся решат продолжить трудовую деятельность в Украине. В Госслужбе занятости, где теоретически может стать на учет по безработице потерявший заработок в Европе украинец, также затрудняются подсчитать как общее число трудовых мигрантов, так и тех из них, кто на время карантина решил найти подработку в Украине.По словам специалистов ГСЗ, работу с мигрантам не удается наладить из-за плохой коммуникации с аналогичными польскими ведомствами, а, с другой стороны, из-за нежелания заробитчан оглашать факт своего трудоустройства за границей: некоторые из них, продолжая работать за рубежом, в то же время пытаются получить право на выплаты в Украине.

Тем не менее все опрошенные UBR.ua эксперты усомнились в том, что трудовые мигранты поспешат пополнять ряды служащих в украинских предприятиях.

“Если они ожидают скорого возвращения на рабочие места за границей, [то в Украине работу] не будут искать вообще, ожидая лучших времен и находясь в статусе экономической неактивности. Или же – будут искать какой-то временный заработок на “шабашках”, – говорит Ольга Купец.

Василий Воскобойник выразил уверенность, что накоплений заробитчанам хватит, чтобы спокойно переждать карантин. Кроме того, сам поиск подработки, которая, замечает Воскобойник, “не идет ни в какое сравнение с работой в странах ЕС и может рассматриваться только как временное решение”, будет осложнен карантинными ограничениями.Другое мнение высказала HR-эксперт сайта rabota.ua Татьяна Пашкина. Соглашаясь с тем, что мигранты будут преимущественно “перебиваться во время карантина на закромах родины”, она отметила, что отечественный рынок труда предлагает достаточное количество вакансий, подходящих среднестатистическому трудовому мигранту по уровню навыков, при этом, как в удаленном формате, так и в офисе недалеко от дома.

“Если не считать агробзинес, – ведь у нас никто не отменял посевную, – есть вакансии от АЗС, работа продавцом-консультантом, работа на складах, много вариантов работы на производствах с соблюдением всех карантинных ограничений. Существует спрос на сотрудников и в регионах, – от Дрогобыча до Харькова, – в том числе, и от сетей супермаркетов, до которых работник, учитывая транспортные проблемы, сможет добраться от места проживания и на велосипеде”, – перечисляет варианты для трудоустройства заробитчан Татьяна Пашкина.

“Нет нехватки и по удаленной работе, которую можно выполнять из любого забитого села, используя телефон с минимальным набором приложений: только у нас на сайте размещено более 1000 объявлений, начиная от оператора контактного центра, и заканчивая координатором тайных покупателей”, – привела пример эксперт.

Татьяна Пашкина также считает, что украинский рынок труда, даже при ухудшении экономической ситуации, будет иметь достаточную емкость, чтобы трудоустроить приехавших мигрантов на более длительный срок.

“У нас только вакансий, которые есть на сайтах по трудоустройству, порядка 50-60 тысяч – при том, что на одну вакансию от предприятия часто приходится сразу несколько разных предложений. С учетом всех вакансий, которые существуют в Госслужбе занятости, в виде объявления в городской газете или на дверях магазина, их гораздо больше”, – уверена Пашкина.

Желание задержать трудовых мигрантов высказывают и работодатели сфер, испытывающих нехватку кадров: в частности, об этом недавно заявил Игорь Кушнир, президент строительной компании “Киевгорстрой”. Он считает, что для возвращения в страну работников важно задействовать как государственную соцподдержку для вернувшихся граждан, так и работодателям сохранить зарплату на конкурентном уровне. Василий Воскобойник скептически отнесся к шансам реализовать такую программу.

“Эти инициативы выглядят нереалистично, потому что зарплата в украинских и польских строительных компаниях продолжает различаться в 2-3 раза. Кроме этого, после коронавируса мир ожидает рецессия и Украина почувствует ее еще в большей степени, чем европейские страны. Это значит, что у нас произойдет сокращение объемов строительства и дать всем желающим работу будет невозможно”, – считает Воскобойник.

Представители “дефицитных” в части найма сотрудников сфер, среди которых Пашкина, помимо строительства, выделила производство, аграрный сектор, фармацевтику, программирование и медицину, все же пытаются рекрутировать стремящихся за границу за счет зарплаты, – “у наших сварщиков, конечно, они не дотягивают до швейцарских, но уже были в районе польских”, – но в большей степени с помощью улучшенных условий труда.

“Многие работодатели понимают, что конкурируют не между собой, а с польскими и чешскими коллегами и предлагают соответствующий социальный пакет. К примеру, вакансия одного из крупных производственных предприятий предполагает доставку из удаленных районов города к месту работы и обратно, а также медстраховку, путевки в аквапарк, билеты в цирк, на футбол, курсы английского языка, абонемент в “Спортлайф”, оплату телефонной связи. Только массажа пяток нет”, – рассказывает Пашкина, при этом констатируя, что предоставляют такой набор услуг только крупные компании и производства.

“Если в вашем городе такой нет, максимум, что вам могут гарантировать, это официальное трудоустройство и своевременную выплату заработной платы”, – делает неутешительный вывод эксперт.Кто останется после карантина?
При всем желании конкурировать с иностранными рынками отечественные предприниматели проигрывают им и по социальным причинам: комфортная жизнь на Западе, лучшая организация труда и более высокий уровень корпоративной этики привлекают молодых украинцев в не меньшей степени, нежели конкурентная зарплата, замечает Пашкина. В целом эксперты смогли выделить минимальное число обстоятельств, при которых украинцы могут осесть дома насовсем.

“Мигрантки, которые потеряли работу непосредственно из-за коронавируса, – по причине смерти пожилых людей, за которыми они ухаживали в Италии, Испании и других странах, – вероятно, останутся в Украине в статусе экономической неактивности, если им удалось заработать на пенсию до выезда за границу”, – выделила одну из немногих групп мигрантов, которые могут вернуться в Украину Ольга Купец.

По ее мнению, карантинная пауза не повлияет на рабочие предпочтения украинцев: те из них, у кого в приоритете был уровень зарплаты, уедут за границу при появлении такой возможности. Продолжающие трудиться внутри страны также не решатся на отъезд, имея в качестве мотивации меньшую стоимостью жизни в Украине, возможность постоянно находиться вместе с семьей и не ощущать на себе проявлений дискриминации и ксенофобии.

“Однако миграционные настроения могут усилиться, если восстановление экономики после карантина за рубежом, скажем, в Польше или Чехии, будет происходить более быстрыми темпами, чем в Украине”, – предостерегает Купец.

С данным опасением согласились и другие собеседники UBR.ua. Василий Воскобойник уверен, что несмотря на экономическую рецессию в Европе, количество вакансий там все равно будет достаточным для обеспечения украинцев работой.

“Европейцы, в свете последних событий с коронавирусом, скорее откажутся от азиатских и африканских работников, чем от украинцев, которые живут рядом, им легко и недорого добираться до стран ЕС, они быстро и самостоятельно ассимилируются. Уже через два месяца украинцы будут востребованы в Европе и смогут, пусть и с ограничениями, вернуться на свои рабочие места”, – прогнозирует президент ВАКМТ. В подтверждении его слов о проблемах, с которыми могут столкнутся оставшиеся без украинцев европейские экономики, уже заявляют не только в Польше, но и в Финляндии: в Минтруда страны предложили обеспечить украинцам перелет чартерными рейсами для привлечения их к сезонному сбору урожая.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи