Последние новости
21 ноября 2024
20 ноября 2024

Почему Туркменистан рушит планы «Газпрома»

6 марта 2015, 14:16
no image

Для Туркмении возможность поставлять газ в Европу в обход России означает освоение не только нового рынка сбыта, но и новой роли в геополитике

Среди всех азиатских членов СНГ наименее зависим от России и потому наименее боится кремлевского давления Туркменистан. Эта страна занимает четвертое место в мире по запасам природного газа (после России, Ирана и Катара). Туркменское месторождение Южный Иолотань, открытое в 2007 г., по оценкам британской консалтинговой компании Gaffney, Cline&Associates, является вторым по величине в мире (после месторождения Южный Парс-Северное в Персидском заливе в территориальных водах Ирана и Катара).

Туркменистан не имеет с РФ общей границы — его северными соседями являются Казахстан и Узбекистан. В общем потоке импорта, идущего в Туркмению, на долю поставок из России приходится менее 9%. Туркменистан, как и Украина, не подписал и не ратифицировал устав СНГ, более того, долгое время он вообще игнорировал саммиты СНГ и лишь в 2005 г. заявил, что будет участвовать в этой организации в качестве ассоциированного члена.

Перепись 1989 г. зафиксировала в стране 72% туркмен и 9,5% русских. Однако уже перепись 1995-го показала уменьшение доли русских до 6,7% и увеличение доли туркмен до 76,7%. А в 2001 г. тогдашний президент Сапармурат Ниязов объявил: «3% населения страны — узбеки, 2% — русские. Коренная нация — туркмены — составляет 91%». МИД РФ утверждает, что русских в Туркмении 3,5%. Но в любом случае влияние русской общины на политическую жизнь страны пренебрежительно мало.

В то же время Туркменистан является мощным конкурентом России в экспорте природного газа. Запуск газопровода в Китай (через Узбекистан и Казахстан) в 2009 г. позволил Ашхабаду добиться желанной цели — избавиться от зависимости от России и найти альтернативные рынки для огромных энергетических запасов страны. Уже в 2012-м, по данным отчета международного нефтегазового гиганта BP, Туркменистан стал крупнейшим поставщиком газа в КНР, с большим отрывом опередив конкурентов и обеспечив Поднебесной около 20 млрд кубометров газа, то есть свыше половины ее импортных нужд. В 2013 г. благодаря завершению строительства трех веток газопровода объем экспорта туркменского газа в Китай увеличился до 25 млрд кубометров, а товарооборот Туркменистана с Китаем достиг $10 млрд (это составило почти треть всего внешнеторгового оборота страны, который в 2013-м вырос до $35 млрд). В 2016 г. должно завершиться строительство четвертой ветки газопровода, после чего туркмены смогут нарастить поставки газа китайцам до 65 млрд кубометров в год.

На днях стало известно о готовящихся документах для энергетического союза стран ЕС, который планируется создать для обеспечения независимости ЕС от российских энергоресурсов. Идею европейского энергосоюза выдвинул в апреле прошлого года тогдашний польский премьер Дональд Туск, который сейчас возглавляет Европейский совет — высший политический орган ЕС. Немецкий сайт Spiegel online сообщил, что власти ЕС хотят до 2016 г. разработать масштабный пакет мер для диверсификации газового обеспечения Европы и с этой целью собираются уже в нынешнем году подписать меморандумы о намерениях с Туркмени­станом и Азербайджаном. Похоже, речь идет о возрождении Nabucco -проекта магистрального газопровода протяженностью 3300 км из Туркменистана в страны ЕС через Азербайджан, Грузию и Турцию. Если стороны достигнут согласия в финансовых вопросах, то этот проект окончательно похоронит не только «Южный», но и «Турецкий» и любые другие газовые «потоки» из России в ЕС, обходящие Ук­ра­ину с юга.

Правда, для реализации этих планов необходимо проложить подводный газопровод протяженностью около 300 км по дну Каспийского моря. Еще в марте 2012 г. в Берлине прошла международная конференция, посвященная перспективам энергетического сотрудничества ЕС и Туркмени­ста­на, на которой обсуждался и вопрос о транскаспийской трубе. Тогда же стало известно о договоренности между Ашхабадом и Баку в пользу этого проекта. А в сентябре 2014 г. на саммите «каспийской пятерки» в Астрахани лидеры Туркмени­стана и Азербайджана отвергли предложение Путина письменно закрепить положение о том, что на прокладку транскаспийского газопровода нужно согласие остальных стран Каспия, то есть России, Казахстана и Ирана. «Стро­и­тельст­во трубопроводов по дну Кас­пийского моря является суверенным правом тех государств, в зоне ответственности которых они будут проходить», — заявил президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.

У Ашхабада есть и другой вариант: договориться с Тегераном о поставках в Европу туркменского газа вместе с иранским. Этот вариант не исключает, а скорее дополняет и подстраховывает первый. Если туркменский газ пойдет в Европу, Ашхабад усилит свои позиции в диалоге с Пекином, да и вообще повысит свой геополитический статус. В самом деле, кто еще сможет похвастаться ролью главного конкурента «Газпрома» как на китайском, так и на европейском направлении.

По материалам: thekievtimes

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи