Национальный банк Украины ограничивает права украинских экспортеров и польских инвесторов.
Как сообщает корреспондент, об этом сказал Ярослав Романчук, управляющий партнер Международного правового центра EUCON, на круглом столе “Чем является Национальный банк Украины для украинских экспортеров: партнером или препятствием?”.
Он отметила, что Польша занимает четвертое место в украинском экспорте.
Романчук сообщил, что для экспортной деятельности украинское законодательство предполагает получение индивидуальной лицензии НБУ.
“Пообщавшись с НБУ, мы разработали алгоритм, что нужно, чтобы резидент получил индивидуальную лицензию”, – отметил он.
В Польше существует два варианта регистрации иностранных компаний: подписание договора в форме нотариального акта либо создание компании через телеинформационные системы, которые предлагает Министерство юстиции Польши.
Как отметил Романчук, коллегиально было решено, что второй вариант имеет ряд преимуществ и именно он должен работать в Украине.
По его словам, в 2014-2015 годах проблем с получением лицензий от НБУ не возникало.
“В конце 2015 мы получили первые сигналы от НБУ, который ставил под сомнение возможность создания компании через он-лайн системы”, – подчеркнул он.
Семерым резидентам, которые подавали заявки в конце 2015-го, отказано в лицензии.
Коллапс процесса получения лицензий экспортеры связывают с новым исполняющим обязанности директора департамента регистрационных вопросов и лицензирования Александра Кириченко.
Его слова подтвердил вице-президент Ассоциации украинского бизнеса в Польше Иренеуш Дерек:
“Все, кто подавал заявки в 2015 году, получили лицензии. Те, кто подавался в конце 2015-го – получили отказ. Мы связываем это с приходом нового и. о. руководителя департамента”.
В свою очередь Романчук сообщил, что сейчас в украинских судах находится около 20 исков от инвесторов по этому поводу.
Как отметил представитель EUCON, встреча в НБУ при участии замглавы НБУ Екатерины Рожковой и самого Кириченко результатов не принесла.
“Фактически НБУ ограничивает украинский бизнес и нарушает международные договора с Республикой Польша”, – добавил Романчук.
Речь идет про Договор о правовой помощи в гражданских и уголовных делах, подписанный в 1993 году и ратифицированный в 1994-м. Он предполагает в частности то, что официальные документы одной страны признаются на территории другой, и наоборот. НБУ считает, что данный договор не касается отношений с Нацбанком.
Глава Ассоциации адвокатов Украины Владимир Ратушняк уверил, что отношения с НБУ не являются исключением в этом договоре.
“Прошу, сделайте запрос в Министерство юстиции, оно даст заключение о том, действует данный договор или нет”, – сказал юрист, обращаясь к НБУ.
Пётр Циарковски, президент Международного общества польских предприятий в Украине, шутя отметил:
“Мне очень льстит, что НБУ думает, якобы в Польше хочет работать столько украинских компаний, что это угрожает Украине”. Он призвал НБУ не ставить ограничения для инвесторов и украинских экспортеров, которые хотят работать легально.
Директор корпорации “Карбон-Инвест” Александр Степура кратко объяснил, почему украинский бизнес, и в частности его компания, рвется в Польшу:
“Там мы можем создать замкнутый цикл развитого производства”, потому что в Польше, в отличие от Украины, развит аутсорсинг”.
Бартош Мусялович, руководитель отдела содействия инвестициям и торговле Посольства Республики Польша в Украине, подчеркнул, что в Польше ждут украинский бизнес. Украинским экспортерам он посоветовал набраться терпения.
На примере Польши он объяснил, что рано или поздно государственные органы поймут необходимость содействия легальному экспорту.
Итогом встречи стало заявление о том, что инвесторы и бизнесмены будут и дальше добиваться упрощения условий для украинского экспорта.