Международные фармкомпании жалуются, что для того чтобы сертифицировать новый препарат в Украине, им приходится возить должностных лиц на отдых за границу: оплачивать их авиабилеты, проживание в гостиницах, экскурсии и прочие развлечения. Вот такой вот вид взяточничества, без которого, говорят, препараты не сертифицируются. А потом эти же препараты продают государству. В копеечные препараты закладываются затраты, понесенные компанией на поездки должностных лиц. Таким образом, стоимость препаратов возрастает в разы.
Сергей Кравченко, глава правления Национальной медицинской палаты Украины, согласился прокомментировать такой международный опыт в рамках пресс-конференции в «Интерфакс-Украина», посвященной вопросу о том, кто же на самом деле заинтересован в дорогих медикаментах.
«Когда заходили новые представители на рынок Украины, им это обходилось в минимум 2 млн долларов США. Они проходили все круги ада, а потом наши «заслуженные деятели» заблаговременно сливали ту или иную информацию, и до получения свидетельства о регистрации брендового препарата у нас появлялся дженерик [непатентованный лекарственный препарат, являющийся воспроизведением оригинального]. После чего человек, который вложил 2 млн долларов, и его компания сворачивались и уходили с рынка», – заявил Кравченко.
«Западные производители начали себя защищать, потому что разводили их по-разному», – заявил Кравченко и привел уникальный пример с португальским препаратом «Колхицин», который находится на втором месте в показаниях к лечению подагры и указан в клиническом протоколе, утвержденном Минздравом. Компания зарегистрировала препарат, а потом оказалось, что их продажи в несколько раз ниже, чем им обходится присутствие на украинском рынке. Они несли колоссальные убытки. Препарат был довольно хороший, дешёвый, потребность в нем есть и сейчас, но производители и дистрибуторы ушли с нашего рынка. Сейчас люди вынуждены заказывать эти препараты через интернет.
Кравченко рад тому, что западные партнеры, которые заходят на рынок Украины, наконец-то поумнели. Теперь, когда они хотят завести препарат на украинский рынок, они ищут кого-нибудь из партнеров в нашей стране, которые, в свою очередь, вкладываются в регистрацию препарата. И только после этого западная фармкомпания отдает эксклюзивную разработку либо возмещает все затраты.
«Мы должны это все максимально исключать. Мы выбрали свой путь европейской интеграции, соответственно, нам нужно адаптироваться и переходить на новые стандарты и работать точно так же, как и весь цивилизованный мир. Это касается системы регистрации препарата, его сертификации, контроля и прочего», – заявил Кравченко.