Пока правительство отчитывается о сомнительных успехах на экономическом поприще, а проще говоря, признается, что денег в стране нет, свежесозданное Министерство доходов и сборов придумывает все более экстравагантные способы пополнения бюджета
Но если инициатива продавать виски в «дюти-фри» по паспорту коснется мизерного количества наших сограждан, то намерение обложить подоходным налогом (от 15 до 17 %) денежные переводы заробитчан уже стало скандальным.
Это вам не мантры молодой команды реформаторов о каких-то там векселях – когда народ чувствует, что государство хочет непосредственно залезть к нему в карман, в нем просыпаются вполне логичные возмущение и протест. С заробитчанами ситуация еще более показательная – выглядит это так, что государство, которое не смогло создать для них надлежащих условий труда на родине, теперь пытается ухватить со своих граждан, оставленных на произвол судьбы, хоть что-то.
А суммы, которые переводятся в Украину из-за рубежа, впечатляют. Несмотря на кризис в еврозоне, в прошлом году в виде денежных переводов в страну вошли 7,5 миллиардов долларов. Нетрудно подсчитать, что 15 % от этой суммы будут составлять миллиард с копейками. В этом году поступления чуть просели – за первый квартал в страну поступило около миллиарда, но заробитчане по-прежнему остаются одним из главных источников так необходимых стране валютных поступлений.
Сама попытка власти обратить внимание на такие финансовые массивы, которые пока протекают мимо нее, и заставить записывать подобные доходы в налоговые декларации, объяснима. Более того, Миндох обращает внимание на то, что норма о декларировании и налогообложении иностранных доходов существует уже десять лет и вошла в новый Налоговый кодекс, просто ранее ее мало кто применял. И рапортует, что в Ивано-Франковской области граждане задекларировали целых 11 миллионов гривен, с которых заплатили налог, что позитивно скажется на их будущей пенсии. Но по сравнению с вышеупомянутыми цифрами это, конечно, копейки. В министерстве говорят, что граждане-«переводчики» должны рассчитаться с бюджетом добровольно и не говорят конкретно, какие санкции грозят тем, кто будет саботировать свой долг перед отечеством.
Муж за жену не отвечает?
Очевидно, что на все переводы из-за границы правительство посягнуть не сможет. Например, со многими странами у нас подписаны договора о недопустимости двойного налогообложения – если наш гражданин легально трудоустроен за рубежом, платит налоги по месту работы, то родное государство уже не может претендовать на часть его доходов. В этом случае, если доход будет внесен в декларацию, налогоплательщик может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уже заплаченных за границей. Правда, по словам народного депутата «Батькивщины» Сергея Терехина, тому, кто обратится в налоговые органы, придется подождать, прежде чем ему выплатят соответствующую компенсацию из бюджета. Указывает нардеп на еще одну неувязку:
«В Налоговом кодексе есть проблема, когда общие доходы семьи облагаются по-разному. Если муж уехал за рубеж, а потом передал оттуда деньги своей жене или детям, которые живут с родителями, то, по идее, они не должны облагаться налогом. Но у нас нет правила налогообложения семьи, а есть только правило налогообложения физического лица. А вот, например, в Европе налогом облагаются доходы так называемого домохозяйства – муж, жена, дети, которые с ними живут. Поэтому прежде чем вводить налоги на переводы, нужно поменять правила внутреннего налогообложения».
Терехин называет инициативы Миндоха антисоциальными: «Прежде чем что-то такое вводить, Клименко (глава Министерства доходов и сборов – Ред.) надо посмотреть, насколько в итоге уменьшится бюджет любой семьи, а с другой стороны – увеличится возможность у этой же семьи получать государственные блага, благодаря тому, что их доходы были отправлены наверх».
Скептически относится к намерениям правительства относительно заробитчан и другой бывший министр экономики Евгений Суслов, который увидел в действиях и разъяснениях налоговой службы колоссальную путаницу.
«Если эта норма действительно давно существовала, то у налоговой службы нет права ее не применять, – считает эксперт. – Но сомнения вызывает трактовка: денежные переводы по своему определению вовсе не обязательно являются доходом – вы можете, например, переводом вернуть долг. Они же начинают рассматривать это как доход человека, который получает деньги, и собираются его облагать налогом. По аналогии можно вводить дикую норму, когда, допустим, муж получил зарплату, заплатил налоги и может тратить только сам, потому что если отдаст жене, то попадет под налогообложение. Какая тут разница с переводом?»
Суслов считает, что юридически обложение переводов налогом несостоятельно:
«Если действовать по правилам, наверно, надо бы обратиться в Конституционный суд с просьбой истолковать эту норму Налогового кодекса и установить, с какого периода и как она применяется. Пока что действия налоговой, которая постоянно прибегает к собственному толкованию норм, вообще неправомерны».
Интересно, что во Всеукраинском профсоюзе работников-мигрантов, в целом поддерживают инициативу Минсдоха, правда, с оговорками.
«Если смотреть со стороны нормального цивилизованного государства, в котором деньги остаются в бюджете и идут на выплату пенсий, это нормальный подход, – говорит председатель профсоюза Сергей Олийник. – Ведь в любом случае люди, которые вернутся из-за границы, будут претендовать здесь на пенсию. И пусть она даже будет минимальной, но сейчас большинство пенсий являются минимальными, поэтому те, кто работал в Украине, будут получать наравне с теми, кто работал за рубежом. А ведь последние строят другую страну, повышают тамошний ВВП. Конечно, всех под одну гребенку грести неправильно, но то, что трудовой мигрант должен обеспечить себе пенсию, правильно. Так делают все европейские страны. Но такая схема может работать только с теми странами, с которыми у нас нет договоров о двойном налогообложении».
Возвращение в 90-е
Работа на собственную пенсию – это, конечно, хорошо, но вопрос в том, кто именно запишет денежный перевод как свой доход – отправитель или получатель. Если получатель, то именно на его пенсии он и будет сказываться. И таких «непоняток» в вопросе налогообложения заграничных переводов хватает, а в Минсдохе, такое ощущение, пока сами не определились, с кого и как именно они будут снимать налоги. Но одним проявлением своих намерений правительство уже породило массу размышлений, как увести перечисление «заробитчанских» заработков в тень. Не секрет, что большинство наших граждан работает за границей нелегально (соответственно они не попадут под норму о двойном налогообложении) и точно так же «по-черному» они могут передавать «кэш» через границу. Это точно обойдется дешевле, чем оплата подоходного налога. И это не единственный способ обмануть вездесущих налоговиков, возможны и куда более изящные методы. Но в такой «тенизации» эксперты видят большие угрозы.
«Средства, поступающие из-за рубежа, в основном предназначены на нужды домохозяйств, и крайне редко используются в качестве сбережений, в Украине они обмениваются на национальную валюту, – рассуждает руководитель аналитической группы «Да Винчи» Анатолий Баронин. – Таким образом, данные средства являются существенным инструментом поддержки золотовалютных резервов и наполнения валютного рынка Украины. Законодательство Украины не может без ущерба для экономики изолировать данные денежные переводы от схем по уклонению от налогообложения. Уход в тень приведет к недополучению украинскими домохозяйствами, члены которых задействованы на заработках за рубежом, от $75 млн. до $225 млн. Это является весомым аргументом для прогнозирования тотальной тенизации переводов. Кроме того, государство потеряет возможность оценки объемов денежных переводов и, как результат, сделает валютный рынок более волатильным».
В ведомстве Клименко намекают, что раз норма налогообложения уже прописана в Налоговом кодексе, остается лишь ее выполнять. Но многие депутаты считают, что без изменения законодательства в зале парламента не обойтись.
«Думаю, будут инициативы касательно законодательных изменений этой нормы, – прогнозирует вице-спикер «свободовец» Руслан Кошулинский.– Вместо того чтобы думать, как создавать рабочие места и возвращать квалификационных работников, правительство ищет все новые методы, с кого бы еще что взять – кроме заробитчан, не с кого осталось стянуть. А заробитчане – одни из основных инвесторов, которые своим трудом реально наполняют бюджет Украины».
Кошулинский, поработавший в лихие 90-е в артели старателей в России, считает, что инициатива правительства фактически вернет ситуацию в те годы: «Если людей обложить налогами, они уйдут в тень и будут передавать деньги другими каналами. Будет реальное возвращение в 90-е, когда заработанные деньги просто перевозили из России в Украину. Запихиваешь деньги в карман и пытаешься объездными путями выехать, чтоб тебя не увидели милиционер или рэкетиры. Такой механизм хотят ввести и сейчас».
Остается ждать более подробных разъяснений от Минсдоха, каким же именно образом министерство собирается в очередной раз пополнить бюджет за счет собственных граждан. Которым в очередной раз расскажут, что «налоги должны платить все», стараясь не задумываться, почему они предпочитают работу за границей построению светлого будущего в своей стране.