Последние новости
5 ноября 2024
4 ноября 2024

Почему иностранные банки массово бегут из Украины

19 сентября 2013, 11:47
no image

Международные финансовые группы вошли в Украину на волне кредитного бума, чтобы увязнуть в проблемных долгах, зафиксировать убытки и спешно уйти

Банковские учреждения меняют вывески. Известные международные бренды исчезают с улиц украинских городов. Рынок обсуждает новые сделки и новые слухи – возможную покупку Марфин Банка владельцем Дельтабанка Николаем Лагуном и готовящуюся сделку по продаже Platinum Bank. Похоже, экспансия западного капитала на украинском финансовом рынке терпит неудачу.

Проблемы западных банков, покинувших Украину после кризиса 2008 года, похожи как две капли воды. Общая формула, под которую подходит большинство историй, выглядит следующим образом: до кризиса – дорого заплатили за банки местным бизнесменам, в кризис – понесли рекордные убытки из-за вдруг всплывших плохих кредитов, после кризиса – вернули свои дочки по бросовой цене опять-таки украинским бизнесменам. Потоки капитала, которые текли в Украину от западных банковских групп, теперь повернулись вспять. Работать по-украински западные банкиры так и не научились.

Кто в итоге остался в выигрыше? Международный банковский бизнес, который пришел на пике, а уходит, так и не оттолкнувшись ото дна, фиксирует убытки. Украинские финансовые группы недорого подбирают то, что до кризиса продавалось по рекордной цене. Теперь успешной конъюнктуры для следующей выгодной перепродажи ждать придется не менее 5-10 лет. Ниже – наиболее яркие и драматичные эпизоды, связанные с приходом и уходом западных банков из Украины.

SEB Банк (Швеция)

Сумма в $27,5 млн., которую в 2004 году заплатил за банк Ажио инвестор из Швеции Skandinaviska Enskilda Banken (SEB), отнюдь не впечатляет в сравнении с успешными для украинских собственников продажами последующих лет. Тем не менее, сделка является знаковой. Ведь для иностранных банковских групп, покоряющих Украину, это был первый “пробный шар”. Собственник банка Ажио – Станислав Аржевитин – после продажи своего детища ушел в политику и на протяжении двух созывов представлял в Верховной Раде партию Наша Украина.

Шведы на покупке банка Аржевитина решили не останавливаться и в 2008 году присоединили к своей украинской дочке Факториал-Банк, на покупку которого было потрачено уже $120 млн. В 2011 году группа SEB приобретает третью структуру в Украине – только что созданный банк Акцепт. Тогда экспертная среда не могла найти объяснения подобному шагу. Но год спустя интрига разрешилась – банк Акцепт, переименованный в SEB Корпоративный Банк, стал для шведов неким плацдармом для отступления. Туда были выведены активы нескольких международных клиентов-юрлиц, с которыми этот банк работает по сей день. А розничный бизнес SEB Банка вместе со всей филиальной сетью был продан экс-главе Укрсиббанка Александру Адаричу. Сумма сделки не разглашалась, но в экспертной среде ее оценивали в $25-30. Далее SEB Банк был переименован в Фидобанк.

Банк Форум Commerzbank (Германия)

По оценкам экспертов, немецкий банковский концерн Commerzbank влил в развитие своей украинской дочки около $1 млрд. В 2007 году за 60% акций финучреждения немцы заплатили украинскому миллиардеру Леониду Юрушеву 435 млн. евро (около $600 млн.), а в 2010 году выкупили у бывшего собственника оставшиеся 26% акций. В этот же год убытки банка достигли рекордных показателей 3,282 млрд. грн.

В 2012 году банк Форум купил бизнесмен Вадим Новинский – владелец группы-компаний Смарт Холдинг. К моменту продажи учреждение из первой десятки рейтинга НБУ по активам скатилось на 24 позицию. Сумму сделки стороны не разглашали. Но в экспертной среде приобретение Новинского оценили не более чем в $80-150 млн.

Swedbank (Швеция)

В первом полугодии 2013 года международная банковская группа Swedbank (Швеция) поставила точку на своем бизнесе в Украине. В отчетности банка в статье “прекращенная деятельность” была отражена сумма в 340 млн. шведских крон (около $52 млн.), вырученная от продажи активов. Это в 14 раз меньше суммы, потраченной на покупку банковской группы Сергея Тигипко. Новым собственником стал собиратель недорогих украиснких банков, владелец Дельта Банка Николай Лагун. Сейчас Swedbank переименован в Омега банк, который занимает 59 место в рейтинге НБУ по активам.

Напомним, в Украину шведские банкиры пришли в 2007 году, купив у Сергея Тигипко ТАС-Комерцбанк и ТАС-Инвестбанк за $735 млн., что соответствовало объему пяти регулятивных капиталов. Оба банка были объединены под брендом Swedbank.

В 2009 году из-за формирования резервов под плохие кредиты Swedbank понес убытки в 4,3 млрд. грн., в 2011 году отказался от развития розницы и в 2013 году окончательно вышел из бизнеса. Напоминанием об Украине для шведских банкиров остается выставленный на продажу портфель недвижимости на 600 млн. шведских крон (около $92 млн.).

Эрсте Банк, Erste Group (Австрия)

Австрийская банковская группа Erste Group входила в Украину с большой осторожностью. Первым шагом стало приобретение доли в 50,5% в банке Престиж за $35,3 млн. Подобное вложение показалось австрийцам выгодным и спустя несколько месяцев после первой сделки в 2006 году Erste Group выкупила оставшийся пакет акций. Правда, за 49,5% пришлось отдать $104 млн. Ведь аппетиты продавцов возросли.

Украинская дочка Erste вполне успешно противостояла ударам кризиса. Однако, материнская структура приняла решение о концентрации бизнеса в еврозоне и от украинского актива предпочла избавиться, зафиксировав убытки. В итоге, банк, который занимал 29-е место в рейтинге НБУ, за $83 млн. был продан Александру Адаричу – собственнику Фидобанка (бывшего SEB Банка). Теперь Erste Bank сменил свою вывеску на Фидокомбанк и вскоре будет объединен с Фидобанком.

Кредитпромбанк

История финучреждения сложна и запутанна. Изначально банк принадлежал загадочному украинскому бизнесмену Виктору Нусенкису. Затем на половину бизнеса стал вдруг претендовать бывший генпрокурор Украины Геннадий Васильев. Результатом судебных (и не только) споров стала продажа 48% акций финучреждения пулу из 28 иностранных инвесторов, среди которых, в частности, ЕБРР, Raiffeisen Int., Commerzbank и Cargill. Точнее, это была не совсем продажа – новые акционеры вошли в капитал за долги в размере $400 млн.

Результатом непрекращающейся борьбы за право собственности между украинскими бенефициарами стало ухудшение рыночных позиций банка, отток клиентов и необходимость докапитализации финучреждения. Судя по всему, желания вливать дополнительные средства в свое (а для кого-то, может, и не свое) детище у отечественных собственников не было. В результате, у НБУ лопнуло терпение и регулятор обязал акционеров либо докапитализировать банк, либо продать. Состояние неопределенности длилось недолго. В конце 2012 года собственник Дельта Банка Николай Лагун купил Кредитпромбанк за $1 (один доллар) вместе с долгами. И это при том, что рыночная капитализация банка составляла порядка $1 млрд.

Что дальше

На этом список бежавших из Украины зарубежных финструктур, увы, не заканчивается. Начиная с 2009 года наш рынок успели покинуть чешский Home Credit Bank (2009), германский Dresdner Bank (2009), британский HSBC (2010), российский Ренессанс Капитал (2010), германский Bayerische Landesbank (2011), южнокорейский Kookmin Bank (2011), грузинский Bank of Georgia (2011), голландский Кредит Европа Банк ушел из розницы (2012), австрийский Volksbank (2012), французский Societe Generale (2012), Кредитпромбанк (2013) и Астра Банк (2013).

В готовящемся к продаже Platinum Bank не скрывают подготовки к продаже. «На данный момент идет переговорный процесс с потенциальными акционерами. Этот процесс еще окончательно не завершен, поэтому говорить о каком-либо новом акционере пока преждевременно. Как практика показывает, такие изменения не ощутимы для наших клиентов, и не влияют на стратегию развития банка», – говорит Грег Краснов, генеральный директор Platinum Bank.

Все статьи