Крупнейший российский банк вынужден идти на непопулярные меры, сокращая свой бизнес за границей из-за финансовых санкций со стороны Европы и США, которые принесли ему значительные убытки.
В конце 2018 года Сбербанк запланировал продажу своей “дочки” в Турции. Новым владельцем Denizbank станет один из самых крупных в ОАЭ EmiratesNBD Bank – соответствующее соглашение по сделке уже подписано, отмечено в отчете Сбербанка по МСФО в четверг.
Стоимость сделки оценивается в 14,6 млрд лир (2,35 млрд долларов). Эта цена на треть меньше той, которую Сбербанк потратил при покупке 6 лет назад (3,5 млрд долларов), и более чем в два раза ниже суммы, в которую он оценивал свое турецкое подразделение ранее (5-5,5 млрд долларов).
В отчете сообщается, что цена базируется на консолидированных собственных средствах Denizbank на 31 октября 2017 года. Кроме того, Emirates NBDобязуется выплатить проценты на покупную цену за период с 31 октября 2017 года и по дату закрытия сделки.
Для Госбанка покупка Denizbank в 2012 году, которую он с помпой осуществил, была самой крупной международной сделкой за всю историю банка. Главной причиной решения о продаже с убытком послужило значительное падение турецкой лиры. Так, в 2012 году курс находился в пределах 2 лир за доллар, а к началу 2018-го перешел отметку в 3,7 лир за доллар.
Интересно, но на волне оптимизма Сбербанк утверждал, что его “дочка” будет в скором времени оцениваться в $5,5 млрд. Но помешали санкции, и радужные планы трансформировались в депрессивные будни. К августу, из-за американских санкций против Турции, обвалился до 7,2 лир за доллар.
Решение о выходе с турецкого рынка вызвано санкциями против России, отмечал в мае глава Сбербанка Герман Греф. Акционеры банка потеряли возможность получать дивиденды от турецкой дочки, осуществлять дополнительное финансирование, также стало невозможно привлекать деньги с рынка. Вывод турецкой дочки российского банка из-под американских санкций не помог, он попал под европейские санкции, что сделало его неконкурентоспособным на турецком рынке, рассказывал Греф. Глава Сбербанка пояснил, что российский банк не стал бы выходить из бизнеса, если бы не американские и европейские санкции.
Стоит отметить, что уходить Сбербанк явно будет не только из Турции, ведь только во II квартале этого года зарубежные “дочки” данного финансового учреждения принесли ему не прибыль, а потери в размере $2 млрд. Из-за этого российский банк вынужден сокращать штат своих сотрудников. Так, за первые полгода 2018-го было сокращено 10,9 тысяч человек.