Новости культуры

“Штрафы за жадность”: новая традиция в ресторанах мира

В настоящее время в мире все шире распространяется новая традиция – "штрафы за жадность". Местом ее появления стала Юго-Восточная Азия.

Там в ресторанах, работающих по принципу “шведского стола”, с клиентов, не доевших взятые блюда, взимался штраф. Например, ты съел почти все, но не осилил, скажем, порцию суши – заплатишь за ужин вдвое больше, чем обычно.
Впрочем, размеры штрафных санкций в разных странах варьируются. Например, в США чаще всего они составляют 30% от базовой ставки. Данный опыт одобрен и на международном уровне – так продовольственная организация ООН давно жалуется на то, что почти треть производимых в мире продуктов уходит на свалку. В это же время на планете голодает почти 900 млн людей, а около 36 миллионов (в том числе – 6 млн детей) умирают от голода и недоедания. Под эгидой ООНовцев даже была создана структура под красноречивым названием Save Food (“Спасем еду”), как раз и предназначенная развернуть широкомасштабную кампанию в данном направлении.

Можно сказать, что проблема нерационального использования продуктов питания не нова. Вот уже более двух тысяч лет термин “лукулловы пиры” стал нарицательным. А прославился этот римский вельможа устраиваемыми им “праздниками обжорства”. Тысячи гостей практически круглосуточно лакомились самыми изысканными яствами, наслаждаясь их вкусом. Потом шли в специальные “блевальни”, освобождая там свой желудок путем искусственно вызванной рвоты, и вновь приступали к получению гастрономических удовольствий. Но даже при таких ухищрениях девять десятых приготовленных блюд все равно приходилось выбрасывать в Тибр, а готовить меньше хлебосольному хозяину не давала ложно понимаемая гордость. Надо заметить, что пример Лукулла оказался заразительным – тысячи римских “олигархов” старались следовать ему на протяжении сотен лет истории.

Впрочем, списывать человеческое обжорство лишь на “капризы богачей” будет неправильным. В любом человеке генетически заложена потребность “есть про запас” – на случай голода, болезни, войны, стихийного бедствия и т.д. И хотя современным гражданам развитых стран такие эксцессы практически не грозят, справиться с генетической памятью не так просто. Тем более, ее непосредственный механизм прост до гениальности – сигнал о насыщении приходит в мозг минут через 20 после того, как желудок оказывается набит до отвала. И те, кто не могут сдерживать свой аппетит осознанно, да еще и не имеющие достаточной физической активности, просто обречены на избыточный вес.

Собственно, привычка брать со “шведского стола” лишнее – из той же оперы. Воображение рисует голодному человеку сладостные картины того, как он с аппетитом и до остатка поглощает целые горы снеди. Особенно, если любое ее количество стоит одну и ту же фиксированную цену. В этом смысле, гастрономические мечты оказываются еще более необоснованными, чем даже самый зверский аппетит – отчего у самых больших гурманов все равно может остаться на тарелке пища.

Начнем с того, что привычка брать больше, чем можешь съесть в обозримом будущем, проявляется отнюдь не только при посещении общепита со “шведским столом”. Покупатели в супермаркетах нередко берут намного больше продуктов, чем необходимо, а потом остатки выбрасывают. А сколько деликатесов идет в мусоропровод после новогодних и прочих торжеств?

Но такая ситуации… выгодна! Нет, конечно, ресторанам с системой “олл инклюзив” она “не в тему”. Ведь это только клиенту ужин там обходится в одну и ту же фиксированную цену, а для самого ресторана он стоит пропорционально закупленным отнюдь не по “шведской” системе продуктов. Снизить свои расходы наложением на жадных к пище клиентов штрафов, под благородными лозунгами “спасения еды” для владельцев таких учреждений – вполне выгодная и рыночная мера.

vlad