Последние новости
4 ноября 2024
3 ноября 2024
1 ноября 2024

Как праздновали Новый год десятки лет назад: без снегурочки и с соседями по коммуналке

30 декабря 2012, 9:52
no image

В 1900-х Новый год встречали без внучки Деда Мороза, а при Союзе праздник отмечали с соседями по коммуналке.

Век назад Новый год считался лишь одним из праздничных дней рождественской недели — его отмечали скромно и по-домашнему. Но 1 января, как и сейчас, по всей Российской империи был нерабочим днем. Шумные застолья дома и в ресторанах одесситы устраивали на 5 дней раньше — 25 декабря по старому стилю, отмечая Рождество. Кстати, елка и Дед Мороз считались непременным атрибутом именно Рождества, а Новый год шел как бы «довеском» к церковному празднику. Интересно, что обычай наряжать елочку был тогда лишь в городских семьях — в селах праздник считался «барским». Да и в самой Одессе новогоднюю елку устраивали лишь для детей — в состоятельных семьях на праздник приглашали десятки друзей и одноклассников своих отпрысков. А кульминация утренника — раздача подарков от Деда Мороза, как правило, его роль играл отец семейства. К слову, бородач век назад «работал» один — такой персонаж, как Снегурочка, придумали лишь в 30-е годы XX века.

Интересно, что богатые одесситы соревновались в величине и красоте убранства зеленых красавиц — потолки тогдашних квартир позволяли устанавливать настоящих хвойных великанов до 3—4 метров. Елки стоили достаточно дорого — от 10—20 рублей за деревце. Не всем по карману были и новогодние игрушки — их изготавливали вручную. За один раскрашенный стеклянный шар приходилось выложить 1—2 рубля! Верхушку елки непременно украшали 8-угольной вифлеемской звездой, а ветки — конфетами, игрушками из папье-маше и, кто мог себе позволить, стеклянными шарами. Интересно, что среди богатых одесских семейств считалось дурным тоном наряжать дерево прошлогодними украшениями.

Что касается праздничного стола, то он ломился от вкусностей. Непременные атрибуты меню — целиком зажаренные молочные поросята, рябчики, блины с черной и красной икрой, жареные гуси, всевозможные пироги с начинкой и экзотические фрукты (апельсины, ананасы). А в бокалах плескалось настоящее французское игристое вино, так как век назад шампанского отечественного производства еще не существовало. Пили за Новый год, желая друг другу счастья, обязательно провозглашали тост за здравие царя и его семьи.

ГУЛЯНЬЯ НА БУЛЬВАРЕ В ОДЕССЕ.

Студенты, молодые служащие и офицеры в канун Нового года снимали «кабинеты» в ресторанах. Гуляки ни в чем себе не отказывали — шампанское и водка всю ночь лились рекой, а под утро молодежь гуляла по Приморскому бульвару, играя в снежки.

А вот встретить 100 лет назад на улице Деда Мороза было большой редкостью. Дело в том, что новогодний персонаж приходил в гости только к христианам. В еврейских кварталах — на Молдаванке и Пересыпи — одесситы встречали Новый год по иудейскому календарю, и елок в квартирах не ставили. Кстати, тогда церковь категорически запрещала устанавливать елки в гимназиях и других учебных заведениях, считая новогодний праздник «бесовством».

После праздников многие состоятельные семьи уезжали путешествовать — наибольшей популярностью пользовались южный берег Крыма, Кавказ, а также итальянские и швейцарские зимние курорты. Причем поездку в Италию или Францию могли позволить себе даже одесситы со средним заработком — за 100 рублей можно было с комфортом побывать в Альпах.

«ЗА КОСМОС!».

После революции правительство ввело Григорианский календарь, даты сдвинулись на 13 суток, и Новый год попадал в дни жесточайшего предрождественского поста. Страстей добавила и отмена новым революционным правительством выходного 1 января (его вернули лишь в 1947-м).

Полвека назад Новый год был единственной несоветской торжественной датой — остальные праздники были приурочены к революционным и военным событиям. Но и в этот праздник партработники попытались внести свою идеологию. Например, актеры, работавшие Морозами и Снегурочками, учили наизусть здравицы в честь КПСС и СССР.

При этом простые одесситы отмечали праздник без идеологического пафоса. В 1962-м большинство из них жили в коммунальных квартирах и тесных каморках старых двориков и, как правило, накрывали на стол коллективно, отмечая Новый год с соседями. Чаще всего собирались у тех, у кого были новомодные телевизоры с крошечными экранами. Просмотр передач мог прервать только какой-нибудь сосед, который умел залихватски играть на баяне или гитаре. Коллективное исполнение песен порой продолжалось до самого утра. Когда светало, мужчины, хватившие лишнего, «лечились» пивом, которое заблаговременно набрали из автоцистерн в трехлитровые банки и бидоны.

Стандартное меню тех лет обязательно включало оливье, шампанское, портвейн и водку. Настоящим украшением стола считались винегрет, голубцы, рыба-фиш, селедка с луком и копченая колбаса. Кстати, традиции дарить друг другу подарки еще не было. Самыми распространенными новогодними тостами полвека назад были «За Юру Гагарина!» и «За космос!», а елку украшали уже не восьми-, а пятиугольной звездой.

Все статьи