Продолжающийся конфликт на востоке Украины является темой двух фильмов Венецианского кинофестиваля этого года, подчеркивающих ужас и человеческую жестокость в затянувшейся гибридной войне Россия против Украины.
На фестивале также состоится премьера фильма Олега Сенцова “Носорог” о коррупции в Украине 1990-х годов, спустя два года после того, как украинский режиссер был освобожден из российской тюрьмы после ареста за протест против аннексии Крыма в 2014 году, информируют Экономические новости.
Фильм “Отражение” украинского режиссера Валентина Васяновича рассказывает об ужасных пытках в секретных центрах содержания под стражей пророссийских боевиков в оккупированной Украине.
Документальный фильм французской компании Loup Bureau “Окопы” рассказывает об украинских солдатах, которые находятся в оборонительных линиях и борются с тревогой, монотонностью и непрерывными артиллерийскими обстрелами.
С 2014 года армия Украины ведет затяжные бои на востоке страны с пророссийскими боевиками, в результате которых погибло уже более 13 000 человек.
“Меня глубоко потряс тот факт, что в современной Европе сейчас могут происходить такие жестокие, совершенно бесчеловечные вещи”, — сказал Васянович в интервью AFP в среду.
Пытки, которые, как заявила в июле Организация Объединенных Наций, происходят ежедневно, “не менее страшны, чем сама война, которая идет”.
При помощи мрачных, однотипных сцен, напоминающих картины в стиле кьяроскуро, Васянович показывает пытки, которым подвергаются пленные украинские солдаты, и историю пути одного бывшего пленного к исцелению и спасению.
После того как хирург Сергей (Роман Луцкий) уходит на войну, он вскоре попадает в плен. После того, как его сначала подвергли пыткам, его похитители рассчитывают, что он скажет им, мертвы или живы другие искалеченные и едва опознаваемые жертвы их пыток.
В одной из сцен, показанных в фильме, украинских солдат, которых пытали до смерти, сжигают в передвижной мусоросжигательной печи внутри грузовика с надписью “Гуманитарная помощь из Российской Федерации”.
В документальном фильме Bureau, снятом в основном в черно-белых тонах, солдаты на передовой проводят большую часть своего времени, копая землю кирками, перенося мешки с песком, ожидая и волнуясь – все это между обстрелами и вражескими окопами в пределах видимости.
Одинокая женщина-солдат в окопах – по прозвищу Персефона, в честь царицы подземного мира – говорит, что ее товарищи, ровесники ее детей, “выглядят как взрослые, но некоторые из них еще дети”.
“Они просто не понимают, что это не пикник”, — говорит она. “Они находятся на передовой, их обстреливают, люди гибнут, а другие получают серьезные ранения”.
Жестокость человека также является темой мощной драмы “Капитан Волкогонов бежал”, снятой российскими режиссерами Наташей Меркуловой и Алексеем Чуповым.
Как и “Отражение”, фильм претендует на главный приз фестиваля – “Золотого льва”.
Капитан, которого играет Юрий Борисов, совершает бегство из службы государственной безопасности в Ленинграде 1938 года, где ему и его коллегам было поручено убивать “террористов, шпионов и диверсантов”.
“Вы же знаете, в какое время мы живем”, — говорит ему его начальник, чтобы оправдать жестокие пытки, применяемые для получения признаний.
“Да, сейчас они невиновны – но позже они будут виновны”.