Исследователи из бизнес-школы INSEAD предложили 50 студентам оценить игру для мобильного телефона, находившуюся на стадии разработки. Участники видели на экране 16 плиток. Под некоторыми из них были алмазы, а под остальными - камни. Добровольцам нужно было открыть 8 плиток с алмазами и не наткнуться на камень.
Участники не знали, что исход игры предопределен. Первая группа находила 7 алмазов и на последнем ходе открывала камень. Вторая группа тоже могла найти 7 алмазов, но камень попадался им уже на втором ходе. То есть, эти добровольцы почти сразу же понимали, что не выиграют.
После участники заполняли опросник, который их попросили оставить в конце коридора. Там же добровольцев ждала награда – плитка шоколада. Специалисты оценивали, насколько быстро участники доходили до конца коридора. Они заметили: студенты, которые почти выиграли, добирались до награды на 12 секунд быстрее остальных.
Во втором эксперименте ученые получили похожие результаты. Участники, которые купили лотерейные билеты возле торгового центра и почти выиграли, тратили в магазине больше денег, чем те, кто выиграл или быстро проиграл. По мнению исследователей, подобный проигрыш мотивирует гораздо сильнее, чем победа.