У многих из тех, кому доводилось разглядывать знаменитый портрет, возникает двойственное впечатление.
Сначала кажется, что улыбка Моны Лизы насмешливая и хитрая. Но уже через несколько минут она выглядит печальной. А некоторые даже называют улыбку жалобной и горькой.
И вот на днях ученые заявили, что наконец-то разобрались в настроении Моны Лизы.
Мол, эксперименты, которые они провели, позволили сделать два важных вывода. Первый: на лице у женщины улыбка, а не ухмылка или гримаса. Второй вывод: улыбка эта веселая. Или, если хотите, радостная, насмешливая, приветливая. Но отнюдь не печальная.
Экспериментировали немецкие исследователи из университета Фрайбурга. Они “вырезали” из портрета участок с губами и чуть подправили их – где подняли кончики, где опустили. В итоге получился набор из 9 улыбок – одна настоящая, с реального портрета, четыре “опечаленные” и четыре “увеселенные”. Улыбки показали двенадцати добровольцам. Попросили оценить. Результат: 97 процентов участников эксперимента записали улыбку с портрета в веселые.
– Мона Лиза была всем довольна, – уверяет Юрген Коммайер, руководивший исследованиями. – Не грустила, очевидно, и женщина, которая позировала мастеру.
В самом деле, ей ли было грустить? По наиболее правдоподобной гипотезе, Леонардо да Винчи, писавшему картину в период с 1503 по 1517 год, позировала Лиза Джерардини дель Джокондо – жена зажиточного купца, торговца шелком. Якобы богатый муж и заказал ее портрет.