По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.
Ученые из Университета Пуатье (Франция) заявили, что при создании «Портрета госпожи Лизы дель Джокондо», также известного на весь мир как «Мона Лиза», Леонардо да Винчи использовал технику спольверо. Выводы специалистов опубликованы в Journal of Cultural Heritage.
Исследование длилось 15 лет. Еще в 2004 году представители Лувра (один из крупнейших и самый популярный художественный музей мира: именно там хранится «Мона Лиза») пригласили Паскаля Котте для оцифровки картины с помощь Lumiere Technology — мультиспектральной камеры высокого разрешения. В технологии Lumiere также используется уникальная инфракрасная рефлектография, при помощи которой обнаруживают нижние рисунки, выполненные при помощи древесного угля, через слабый свет, отраженный от поверхности контуров.
В итоге Котте удалось выявить технику спольверо на руках и волосах Джоконды. Спольверо — что-то вроде переводного наброска: на эскиз накладывали полупрозрачную бумагу, обводили линии, затем ее переносили на холст, по контуру изображения прокалывали специальные отверстия и заполняли их углем, мелом, графитом или пастелью (порошок при этом помещали в мешочек из тонкой ткани, например марли). Этот метод был распространен на протяжении веков: его использовали в создании копий портретов, гравюр и так далее.
Кроме того, линии «наброска» показали, что в итоге художник решил поменять позу своей натурщицы, чуть повернув ее голову: вероятно, Леонардо да Винчи хотел, чтобы она пристальнее смотрела на зрителя. По словам Котте, его открытие «меняет историю культового символа западной живописи», поскольку доказывает, что при создании был использован подготовительный рисунок.
Помимо этого, ученый обнаружил на изображении предмет, который выглядит как шпилька для волос: это порождает некоторые вопросы, ведь подобный аксессуар не был в моде во Флоренции начала XVI века. Автор исследования также предположил, что «набросок» мог поучаствовать в создании множества копий «Моны Лизы»: например, той, которая выставлена в Национальном музее Прадо в Мадриде.
Недавно химики выяснили, что многие картины, написанные на деревянных панелях, в том числе «Мона Лиза», смогли дожить до наших дней именно благодаря мелким трещинам в слое краски.
Источник: naked-science