Генеральная прокуратура Украины проведет экспертизу оригинала пленок экс-майора Управления государственной охраны Украины Николая Мельниченко, предоставленных по требованию ГПУ после проведения экспертизы копии этих пленок
Об этом заявил замгенпрокурора Виталий Щеткин, недавно ставший куратором расследования вместо Николая Голомши.
В прошлом году копии записи, где звучали голоса, похожие на голоса Леонида Кучмы и Владимира Литвина, прошли экспертизу в Германии, и заключение иностранных спецов было предоставлено в Генпрокуратуру. Изучив копию записей разговоров, эксперты настояли на предоставлении оригинала. Н.Мельниченко предоставил такой чип, его приобщили к материалам уголовного дела, а следствие назначило новую экспертизу. “Экспертиза только назначена, и какими будут результаты, скажут лишь специалисты”, – отметил В.Щеткин.
Между тем сам Н.Мельниченко настроен прекратить всякое сотрудничество со следствием по делу об убийстве Георгия Гонгадзе. “Я не видел перспектив привлечения к ответственности заказчиков и подстрекателей преступления ни при Ющенко, не вижу и при новой власти, – говорит он. – Ющенко обещал определенным силам не трогать тех, кто стоял за этим преступлением. Янукович, к счастью, никакими обещаниями по этому делу не связан. Но его окружение… Считаю, что приказ сменить Голомшу на Щеткина Медведько получил с Банковой, чтобы снять подозрения с Кучмы и Литвина. Это лишает меня надежды, что заказчики убийства Гии когда-нибудь ответят за сделанное. Лишь доверие к следователю Александру Харченко пока сдерживает меня от разрыва с прокуратурой”.
Замглавы Администрации Президента Анна Герман в интервью украинскому изданию отметила, что нынешняя власть, не в пример предыдущей, заинтересована в раскрытии преступления: “Мы никого не собираемся защищать, никого не намерены выгораживать и отстаиваем торжество правды. Но люди, для которых дело Гонгадзе стало основным сценарием прихода к власти, сделали все возможное, чтобы затереть следы”.
В Главном следственном управлении ГПУ заявление Н.Мельниченко оценили как излишне эмоциональное. “Что бы ни говорил Мельниченко, мы руководствуемся законом и ничем более, – подчеркивает В.Щеткин. – Изменение и перераспределение функций и служебных обязанностей между заместителями – прерогатива генпрокурора Александра Медведько, который и решает, кому какой участок поручить”. Попутно замгенерального опроверг слухи о возвращении на следствие еще одного заместителя генпрокурора – Рената Кузьмина, который ранее курировал и дело Гонгадзе, но затем был от него отстранен.
Вместе с тем у Валентины Теличенко, представителя интересов Мирославы Гонгадзе, совсем иной, чем у Н.Мельниченко, взгляд на перспективы дела. Она не считает, что смена куратора по делу об убийстве журналиста принципиально может повлиять на ход расследования. В июле прошлого года, после ареста бывшего начальника криминальной разведки МВД Алексея Пукача, вдова погибшего журналиста призывала Генпрокурора А.Медведько отстранить Н.Голомшу и А.Харченко от этого дела, настаивая на их недостаточном профессионализме и неспособности противостоять политическому давлению.
“Летом 2009-го был четко взят курс на то, чтобы быстрее закрыть дело и привлечь к ответственности одного Пукача, – говорит В.Теличенко. – Руководство Генпрокуратуры проигнорировало нарушения УПК, которые допустили Голомша и руководство следственной группы, всех оставили на местах. Но теперь ситуация в прокуратуре может поменяться, и есть надежда, что расследование продвинется”.
Напомним, Г.Гонгадзе был убит осенью 2000 года. Один из обвиняемых по этому делу – бывший начальник Главного управления уголовного розыска Департамента внешнего наблюдения МВД А.Пукач – находился в розыске с 2005 года и был задержан 21 июля 2009 года. После его задержания в СБУ сообщили, что А.Пукач назвал заказчиков убийства Г.Гонгадзе и показал место, где находилась голова журналиста.