Cказывается не только санация трех системообразующих банков, но и "излишне ретивое применение антиотмывочных мер, в том числе блокировки личных счетов и карт индивидуальных предпринимателей"
Зачистка банковского сектора, которая за три года унесла жизни более 300 банков, обернулась горьким опытом для российского населения, доверившего кредитным организациям свои сбережения.
По итогам прошлого года более 55 тысяч россиян потеряли в лопнувших банках 25,5 миллиарда рублей – на такую сумму их вклады превышали страховой лимит, выплаты по которому гарантирует АСВ (1,4 млн рублей).
За два года число “превышенцев”, оставшихся без компенсации, превысило 100 тысяч, следует из статистики агентства.
Впрочем, сумма их убытков сократилась почти вдвое – год назад сверх страхового лимита оказались вклады на 48 млрд рублей.
Эта данные свидетельствуют о том, что люди активно избегают практики хранения в одном банке больше, чем 1,4 миллиона рублей, констатирует управляющий партнер аудиторской компании 2К Тамара Касьянова. “Подавляющее знают о серьезном риске закрытия даже весьма крупной кредитной организации, поэтому суммы на депозитах значительно уменьшились”, – говорит она.
За прошедший год ЦБ отозвал лицензии у 47 банков. Резкое уменьшение количества снятых банковских “скальпов” (год назад без “лица” остались 97 игроков) регулятор компенсировал их “качеством”: с рынка были эвакуированы банк “Югра” (20-е место по размеру активов) и Татфондбанк (47-е место), а “Открытие”, Бинбанк и Промсвязьбанк остались на плаву лишь благодаря “печатному станку” ЦБ, который взял их на санацию через ФКБС.
Люди стали активно применять стратегию распыления средств по банкам, которые входят с систему страхования, рассказывает директор дирекции розничного бизнеса Росевробанка Дмитрий Фалалеев. А кроме того – массово переходят на хранение сбережений в наличной форме, показало исследование НАФИ.
Согласно проведенному в ноябре опросу, под матрасом в наличных рублях держат накопления 21% российского населения. Это в 5 раз больше, чем в 2016 году, и рекордный показатель как минимум за 10 лет.
По данным РАНХиГС, объем наличных в финансовой системе 10 месяцев 2017 года вырос на 375 миллиардов рублей. Это в 2,7 раза больше, чем год назад.
Примерно на такую же сумму (412 млрд рублей) сократился приток вкладов в банки: он составил 720 млрд рублей против 1,13 трлн в 2016 году.
Объем наличной валюты на руках у населения подскочил на 660 млрд рублей – в 1,5 раза больше, чем год назад.
Cказывается не только санация трех системообразующих банков, но и “излишне ретивое применение антиотмывочных мер, в том числе блокировки личных счетов и карт индивидуальных предпринимателей”, объясняет главный экономист БКС Владимир Тихомиров: все это делает наличные более предпочтительными.
Фактически страна вновь входит в эпоху “накопления валюты под матрасом”, пессимистичен аналитик “Финама” Алексей Коренев.
“Ничего хорошего в этом нет, так как падение спроса со стороны покупателей из-за снижения доходов и предпочтения накапливать, а не тратить, ведет к снижению объемов производства и падению цен как у производителей, так и у реализаторов продукции”, – объясняет он.