Переключая музканалы и листая YouTube, все чаще видишь одну и ту же картинку: артист в замкнутом пространстве горланит в микрофон, а компанию ему составляют музыканты или танцоры.
Мода на клипы, снятые в так называемых коробках, распространилась настолько, что за последние несколько месяцев почти все работы украинских звезд вышли именно в таком формате: «Мы не останемся друзьями» Тины Кароль, «Танец пингвина» Ивана Дорна, Strange Moves группы Hardkiss и «Санта Лючиа» Quest Pistols, у Ани Лорак вообще последние три клипа — «Забирай рай», «Мальвы» и «Медленно» — подобного плана.
Идут по пути минимума декораций, образов и сюжета, а значит, и затрат на видео, и российские артисты. Например, «БИ-2» на песню «Забрали в армию» (вся группа в белом павильоне лабает так же, как и на концерте, оригинальность лишь в том, что постепенно их снежно-белые костюмы и комната становятся кроваво-красными).
С одной стороны, звездам приходится экономить после того, как сократились их заработки за корпоративы, которых в Украине почти нет. А с другой, артисты делают это сознательно.
«Не хотят раздражать зрителей роскошью — в стране война, у людей денег нет, а звезды жируют, снимаясь на морях, яхтах, вертолетах…» — говорит владелец пиар-агентства Михаил Ясинский.
По словам экспертов, клипы в четырех стенах обходятся на порядок дешевле сюжетных. Так, если прошлогоднее видео Ивана Дорна «Невоспитанный» (в клипе голая девушка бежит по дороге перед машиной Дорна, режет себе ножом язык, а сам он, как дракон, извергает пламя) обошлось в $100 тыс., то «Танец пингвина» — в три раза дешевле.
В пределах $100 тыс. стоил и прошлогодний клип Тины Кароль на песню «Жизнь продолжается» (для съемок арендовали элитного скакуна, а локации менялись одна за другой), в то время как ее последний «Мы не останемся…», в котором лишь меняются планы Тины в комбинации и танцоров, в пределах $30 тыс.
Хотя совсем уж дешевыми клипы в «коробке» не назовешь. «Дороговизна клипа не всегда видна обычному зрителю, — говорит директор Дорна Андрей Гулык. — Во-первых, гонорары хороших клипмейкеров — Алана Бадоева, Кати Царик — не ниже $25 тыс. за работу. Добавьте к этому используемую технику, элементы 3D-графики, оплату танцоров и т. п., и набежит очень большая сумма».
При этом, по словам режиссера Олега Боднарчука, который снял «Мальвы» Лорак (певица поет на фоне огромного экрана, где показывается история взросления мальчика и кадры войны), сегодня дороговизна клипа не особо сказывается на количестве просмотров. Его клип собрал около 2 млн просмотров на YouTube, а еще более простой «Забирай рай» (Лорак поет в комнате, а рядом гитарист) почти 10 млн!
Директор группы Hardkiss Егор Кирьянов объясняет это тем, что сейчас в цене хитовый текст и оригинальная идея даже в рамках замкнутого пространства: «А тем более, когда большинство наших клипов размещаются в интернете, то дороговизна и навороченность вообще не имеют большого значения».
То, что наши звезды стали делать только сейчас, на Западе практикуется с 80-х. Так, Red Hot Chili Peppers еще в 1989-м выдали клип на Knock Me Down, в котором толкутся в одной комнате, а какой-то чудак, бегая по коридору, к ним иногда заглядывает. Даже Мадонна, несмотря на статус поп-королевы, не раз снимала видео с танцорами в простеньких уличных декорациях или вообще без них. Один из первых — Human Nature еще в 1994-м.