Знаменитые режиссеры Стивен Спилберг и Джордж Лукас прогнозируют, что вскоре мировая киноиндустрия «взорвется изнутри» после провала в прокате полдюжины $250-миллионных фильмов. Цены билетов для зрителей подскочат, а их выбор сузится.
Выступая перед студентами Университета южной Калифорнии, Лукас и Спилберг сообщили, что киноиндустрия переживает экстраординарное время, когда даже признанным талантам сложно добиться, чтобы снятый ими фильм показали в кинотеатрах.
«Индустрия в большой опасности, и развитие событий ведет к неминуемому взрыву или большой переплавке. Когда три или четыре или пусть даже пять мегабюджетных фильмов провалятся в прокате, это изменит парадигму», – рассказал Стивен Спилберг.
«Что случится после, или даже перед этим – это ценовой разбег в кинотеатрах. Ведь у вас найдется $25, чтобы заплатить за просмотр следующего блокбастера о супергерое «Железный человек», но, вероятно вы не дадите более $7, чтобы увидеть биографическую драму «Линкольн», за съемки в которой актер Дэниэл Дэй-Льюис в феврале получил Оскар», – пояснил господин Спилберг.
Фильм «Линкольн» едва не отправился на кабельный телевизионный канал HBO. Вывести его на киноэкраны удалось с трудом. Причем Спилбергу, по его утверждению, едва бы удалось это сделать, если бы он не являлся владельцем съемочной студии.
В свою очередь, Джордж Лукас, создатель киноэпопеи «Звездные войны», указал на высокую стоимость маркетинга и на стремление режиссеров подогнать фильмы под широкие массы, игнорируя нишевые аудитории. По его словам, кабельное телевидение стало «гораздо более авантюрным», чем индустрия кино.
Киностудии очень много инвестируют в фильмы о супергероях из комиксов и не хотят вкладывать деньги в воплощение оригинальных идей. В нынешнем году в Голливуде обновится рекорд – будет снято 31 сиквелов и 17 римейков, сценарии которых уже были использованы в ранее вышедших фильмах.
«Я думаю, в конечном итоге «линкольны» уйдут на телевидение, а кинотеатры возьмут на вооружение такую же модель ценообразования, как у постановок на Бродвее или у матчей на футбольных стадионах. Фильмов будет выпускаться мало, в прокате они будут крутиться дольше (до года), а цены билетов будут возрастать в зависимости от фильма», – прогнозирует Лукас.
За последние годы «Голливуд» уже пережил несколько крупных неудач. Самой болезненной из них стал провал в прокате фантастического боевика «Джон Картер», что вынудило киностудию Disney списать в убытки $200 млн. и повлекло увольнение ее главы.
Фантастический блокбастер «Морской бой», снятый по мотивам настольной игры и обошедшийся компании Universal Pictures в $220 млн. за съемку и около $100 млн. за маркетинг, также в прошлом году не смог окупиться в прокате. Разочаровывающей оказалась и недавняя премьера очередного высокобюджетного фантастического боевика «После нашей эры», снятого за $130 млн. и выпущенного в прокат в конце мая. Мировые кассовые сборы едва дотянули до $100 млн.
По данным Американской ассоциации кинокомпаний (MPAA), выручка всех кинотеатров мира от продажи билетов составляет $35 млрд. в год. В индустрии четко прослеживаются два тренда. Кинотеатров становится меньше: в США их число сократилось с 7,8 тыс. в 1996 г. до 5,7 тыс. в 2011 г. В то же время в борьбе за аудиторию и ее деньги как киностудии, так и кинотеатры ажиотажно модернизируют свои инфраструктуры, чтобы создавать все более и более зрелищные представления.
Самыми прибыльными фильмами прошлого года оказались фантастические боевики. Мировые кассовые сборы «Мстителей» превысили феноменальную отметку $1,5 млрд. Лента о похождениях Бэтмена «Темный рыцарь: Возрождение легенды» принесла $1,08 млрд., а антиутопия «Голодные игры» собрала $690 млн.