Рынки

Пить вино нужно учиться у молдаван

Если в первые весенние дни принято провожать зиму, то в Молдове — встречать весну. Это один из наиболее любимых национальных праздников — Мэрцишор

Как несложно догадаться, своим названием праздник Мэрцишор обязан месяцу марту. В Болгарии этот праздник именуют не иначе как Баба Марта.

По традиции друзья и коллеги в первые мартовские дни дарят друг другу маленькие бутоньерки в виде цветочков, обязательно сочетающих белый и красные цвета. Называются они мэрцишорами. Их носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на деревьях. Кто это сделал, тому весь год будет сопутствовать успех.

Как водится, данная традиция не просто милый обычай, а имеет свою собственную легенду, повествующую о спасении первого весеннего подснежника. Согласно преданию, Весна, заметив первый подснежник в зарослях терновника, решила навести свои порядки и взялась обламывать колючие ветви и расчищать землю вокруг смелого цветка. Зима не смогла оценить этот стахановский энтузиазм и решила взбодрить весну и первоцвет свежим снегом и порывами ледяного ветра. Цветочек стал быстро терять жизненные силы и падать на землю. Весна же в порыве решила прикрыть цветок руками. Но одно неосторожное движение рук спасло первоцвет. Весна задела колючую ветвь и окропила подснежник своей кровью. Цветок ожил, а Зиме пришлось отступить. А цвета мэрцишора — белый и красный — символизируют красную кровь на белом снегу.

Есть еще одна версия происхождения праздника, по накалу страстей не уступающая лучшим творениям крупнейших мультипликационных студий. Здесь уже более понятная обстановка. Злой Змей, похитивший Солнце, мир, погрузившийся в печаль, и супергерой в образе юноши, отважившегося на поиски злодея и подвиг ради прекрасной девушки.

После продолжительных поисков длиною в года он все-таки разыскал дворец Змея и вызвал его на бой. После продолжительной и жестокой схватки негодяй был побежден, а Солнце поднялось в небо и осветило весь мир. Правда, и здесь не обошлось без крови. Юноша был ранен, истекал кровью, и ему не суждено было увидеть весну. На месте, где кровь отважного растопила снег, вырастали подснежники.

Вокруг истории и происхождения Мэрцишора продолжаются дискуссии. Но считается, что он возник во времена Римской империи, когда Новый год праздновали 1 марта, месяца, названного в честь бога Марса. Правда, тогда его считали не только богом войны, но и покровителем земледелия, содействующим возрождению природы, а такие действа редко обходились без вина и празднеств. Эта двойственность отражена в Мэрцишоре, где белый и красный цвета можно понимать как символы мира и войны.

Амулеты, найденные археологами, похожие на современный мэрцишор, появились около 8 тыс. лет назад. Тогда это были камешки, окрашенные в белый и красный цвета, которые носили на шее.

В Молдове и на Буковине уже в более близкие нам века мэрцишор состоял из золотой или серебряной монеты на красно-белой нити, которую дети носили на шее.

В некоторых районах Румынии мэрцишоры носят не весь март, а только две первые недели. Считается, что это приносит здоровье и благополучие. В трансильванских селах мэрцишоры привязывают к дверям, окнам, рогам домашних животных, так как считается, что они отгоняют злых духов и придают жизненные силы.

Винный орден

Можно до хрипа спорить о том, винодельческая ли страна Украина, сломать множество копий на тему качества вин, производимых у нас в стране, но то, что виноделы усиленно стараются формировать традиции — неоспоримо. Причем формируются они главным образом на западе страны.

То ли потому, что ближе к Европе, то ли потому, что крымским винам достаточно просто носить свое название, то ли потому, что громких брендов из той части страны не так уж и много. Есть, конечно, глыбища — Ужгородский коньячный, есть несколько винных торговых марок, но работы еще очень много. А крымским виноделам не так уж и нужно устраивать фестивали. У них каждый год он длится с мая по сентябрь.

В общем, вслед за мукачевским фестом следует «Белое вино», которое проходит в городе Берегово с 2000 г. В этом году фестиваль пройдет с 5 по 7 марта, и некоторые турагентства даже не стесняются продвигать это событие в качестве романтического путешествия на 8 марта. Вот она, расплата за «день мужского дезодоранта»! Причем в качестве местного колорита выступает близость к Венгрии. Территориальная и культурная. В винодельческом плане Берегово знаменито винзаводами. Один из которых в свое время производил вина в картонной упаковке в несметных количествах.

Правда, не одной лишь винодельческой промышленностью богато Берегово. В его окрестностях, в небольших селах живут династии потомственных виноделов, которые сами выращивают виноград и изготавливают вино по старинным венгерским технологиям. Все они представляют свои вина на фестивале, во время которого проводится дегустация и продажа вин.

И хотя до летней жары все еще далеко, но в Закарпатье уже наступает праздник легких белых вин. Помимо повсеместных дегустаций, в это время можно поразвлечься. И речь не только о народных гуляньях. Вас даже могут посвятить в рыцари Винного ордена святого Венцена.

Своей историей закарпатское виноделие обязано графу Габору Бетлену, который еще в начале XVIII в. решил выращивать виноград на пологих склонах гор, окружающих городок. Для виноделов существовал даже специальный режим налогообложения, которому могут позавидовать все современные виноделы. Крестьянские семьи, которые занимались виноградарством, на 15 лет освобождались от уплаты налогов. Видимо, именно с потомками этих крестьян сейчас самоотверженно борется нынешнее правительство.

Правда, расплата за бесхозяйственность и раздолбайство была простой и понятной, как лопата. Те крестьяне, виноградники которых находились в ужасном состоянии, просто лишались земли. Память о графе осталась и поныне. В виде мемориальной доски с портретом Габора Бетлена на здании краеведческого музея, который находится в так называемом комплексе Графский двор.

Даже сейчас в городе насчитывается сразу несколько винных подвалов. Самому старому из них — около 300 лет. Как гласит местная молва, в его постройке был задействован труд подневольных турок. Сейчас это частная собственность, и поискать томящиеся духи турецких военнопленных среди бочек вина можно только по предварительной договоренности с хозяевами.

Правда, если вы все же отправитесь в Берегово, вам совсем не обязательно оставаться в городе все время. В конце концов, продолжительная и непрерывная дегустация вперемежку с венгерским задором может травмировать ваши задатки как сомелье. Удалиться от фестивальной суеты можно как минимум в двух направлениях: городов Четфалва и Кидьош.

Последнее село расположено всего в 13 км от самого Берегово и буквально населено виноделами. Здесь наверняка найдется чем обогатить свой органолептический опыт и узнать, какие необычные вина производятся в Украине на протяжении многих веков.

Получить отдохновение от похождений сомелье можно, продвинувшись почти впритык к границе с Венгрией в практически на 100% венгерском селе Четфалва (Четово). Несмотря на то, что в нем живет менее тысячи человек, оно может быть привлекательно для туристов. Для любителей старинной архитектуры будет интересен реформаторский храм XIV в. с деревянной колокольней, построенной уже в XVIII в. Кроме того, для нашей страны это местечко с населением в 800 человек может стать моделью мирного сосуществования. Так как соседствует со средневековой стариной совершенно новый католический храм Святого Духа. Он был возведен в 2001 г. на средства самих прихожан — католиков и греко-католиков, которые по очереди проводят в нем богослужения. В древнем храме по соседству проводит службы реформаторский священник.

Если же вернуться к теме восстановления тонуса путешествующего сомелье, то ему стоит обратить внимание на уникальный термальный бассейн. Хотя бассейн и по сей день сохранил свой советский вид, но вода в нем поистине уникальна благодаря своему химическому составу и лечебным свойствам. В бассейн она поступает с глубины 1500 м, ее первоначальная температура — около 50 градусов. Поднимаясь наверх, она остывает до 37 градусов. Чтобы «отмочить» свое тело от алкогольного стресса, следует провести в бассейне не менее часа. Вода здесь зеленого цвета, но побарахтаться в бассейне в марте, когда до первых отчаянных купаний на майские праздники еще далеко, будет и полезно, и приятно.

Трилистник на закуску

Хотя Ирландия имеет весьма отдаленное отношение к виноделию, но стоит признать, что ирландцы — это не только типажи отважных полицейских и пожарных из американских фильмов. Это также два знаковых явления, которые закреплены в трех словах — ирландский виски и Guiness. Если учесть, что в этот праздник, приходящийся на 17 марта, просто необходимо выпить хоть чего-нибудь спиртного в одном из пабов, то День святого Патрика можно с легкостью считать интернациональным. Точнее, интернапиточным.

Даже существует понятие «чарки Патрика». Традиции предписывают положить в бокал лист клевера до того, как его выпить. Поэтому вы вполне можете услышать фразу «осушим трилистник».

Каким бы экзотичным порой не казался нам этот праздник, но история его достаточно проста и даже, можно сказать, стандартна. Святой Патрик, считающийся покровителем Ирландии, принес на эти земли христианство и попутно распугал всех змей. Хотя этот день часто воспринимается в других странах как день Ирландии, он имеет британские корни.

Согласно легендам, дошедшим до наших дней, 17 марта — это день рождения святого. Более чем полторы тысячи лет тому в семье валлийского священника родился сын. Возможно, его судьба не была бы такой красочной, а память не длилась так долго на зависть многим деятелям, если бы не киднеппинг. В 16 лет Патрика захватили в плен пираты. Благодаря негодяям и разбойникам молодой человек оказался на территории современной Ирландии, где его, вероятнее всего, продали одному из местных вождей. Шесть лет Патрик потратил на выпас скота и истово молился.

В один из дней его молитвы были услышаны. Господь дал знак пастуху, сказав: «Скоро ты вернешься домой. Смотри, твой корабль ждет». После чего последовал удачный побег, естественно, по морю.

Но пути господни поистине неисповедимы. После нескольких лет, посвященных укреплению своей веры в обществе французского епископа Германуса, Патрик снова оказывается в Ирландии по поручению Папы Целестина I в качестве миссионера. Гора Croagh Patrick носит свое имя именно благодаря святому, на которой он совершил одно из своих чудес — повелел змеям со всей ирландской земли собраться у его ног, а затем изгнал их.

Квинтэссенция роли Патрика в проповеди христианства в Ирландии выражена в хрестоматийной легенде о том, как он с помощью трехлистного клевера объяснял людям понятие Святой Троицы: «Так же, как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах».

Отсюда пошла традиция прикреплять к одежде трилистник, символизирующий крест, цвет католицизма, да и символьный цвет самой «изумрудной страны». Сложен церковный гимн, в нем повествуется о том, что святой Патрик при помощи трилистника прервал языческий ритуал, который совершался в селении Тара, королевской столице Ирландии тех времен.

Но у Дня святого Патрика есть и языческие мотивы. Так, одним из его непременных героев являются лепреконы — сказочные башмачники, владеющие спрятанным горшком с золотом. Если удачливому искателю сокровищ удастся поймать лепрекона, то это существо должно рассказать человеку, где спрятаны его сокровища.

Впрочем, если вы вдруг поймаете башмачника, то помните, что полностью верить ему не следует,— эти человечки злокозненны и проказливы и легко могут обмануть доверчивого искателя сокровищ.

Говорят, что лепреконы вошли в празднование Дня святого Патрика совсем недавно: компаниям, которые продают открытки на этот праздник, требовался симпатичный персонаж, который мог бы появиться на рисунках. А суровый, хотя и добрый, проповедник святой Патрик не совсем подходил для этой роли. На рисунках лепреконы, как правило, одеты в остроконечные шляпы и кожаные фартуки.

До наших дней сохранились автобиография святого Патрика «Исповедь», одно послание и молитва «Щит святого Патрика» («Мольба оленя»). Считается, что эта молитва ограждает от всякого зла. Согласно легенде, с этой молитвой он шел с учениками мимо засады противников христианства. Вместо путников воины в засаде увидели лишь проходивших мимо оленей.

С выпивкой в этот день все тоже было непросто. В Ирландии этот праздник долгое время считался исключительно религиозным, а до 70-х гг. прошлого столетия ирландские законы предписывали всем пабам 17 марта закрываться.

Теперь же в День святого Патрика устраиваются парады. На улицы выходят люди, одетые в экстравагантные костюмы, и также духовые оркестры, которые не могут обойтись без знаменитой волынки. На главных улицах Дублина проходят праздничные шествия, в пабах играет живая музыка. Жители города надевают рыжие парики и зеленые кепки, которые продаются в магазинах, берут с собой горшочки с клевером и национальные флаги. А вечером устраивают фейерверки и салюты. Праздник всегда проходит в безудержном веселье.

Народная молва гласит о том, что эта традиция родилась в Ирландии. Нью-Йорк и Бостон оспаривают пальму первенства. Ньюйоркцы утверждают, что первый парад состоялся в 1762 г. именно в их городе. Тогда Ирландия находилась под властью англичан, и вполне возможно, что жители непокорных североамериканских колоний выражали таким образом свою солидарность с ними.

В наши дни День святого Патрика — это праздник весны и радости, который отмечается не только в Ирландии, Великобритании, но и далеко за их пределами. Этот праздник стал своего рода международным днем Ирландии. В разных городах мира — в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, Мельбурне, празднуют День святого Патрика. Яркие шествия, парады и гулянья людей, одетых в зеленое (национальный цвет Ирландии), заметны всюду, где проживают ирландцы. В петлицу в этот день вдевают клевер, символ Ирландии и удачи.

Псевдонимы Бахуса

Если бы этот развеселый и страшный бог жил в наши дни, то мог бы считаться тайным агентом. Обличий его в разных культурах не счесть. В римской культуре он предстал под именем Либер. Либер — по-латыни означает «свободный». По-видимому, это название содержало намек не некоторую свободу и распущенность проводившихся в честь Бахуса празднеств.

В римской мифологии Либер (Liber) был древним богом плодородия, аналогом Бахуса. Богом оплодотворяющей силы, а уже затем — виноградарства. В отличие от греческого Диониса, он имел женскую параллель — Либеру, помогавшую виноградарям по виноделию. Праздник в честь этой супружеской пары отмечался 17 марта и назывался либералии.

Представления о свободе всегда были неразлучны с Либером и Либерой, и даже праздник сбора винограда всегда сопровождался необузданной свободой в речах и потреблением вин. Во времена Римской империи вино уже имело широкое распространение. Несмотря на то, что римляне обучили завоеванные ими племена искусству виноделия, такие различные виды сортов винограда, как рислинг, Пино Нуар, шардоне и два вида каберне, возможно, были получены из растений, уже произраставших на Рейде, в Бургундии или Бордо.

Позже Либера и Либер стали считаться богами всей обильной продукции, к которой следует относить не только урожай полей, но и плодовитость людей и скота. Поэтому либералии отмечались весной и осенью.

Отсюда — традиционный для этого круга представлений, как у греков, так и в Италии и у многих других народов, символ — фаллос, или, как сказали бы в Италии, фасцинум. Его во время сбора винограда возили по стране от селения к селению на повозке с большой пышностью и религиозной торжественностью, пока не привозили в город.

Ипостась Либера испытала сильное влияние южноиталийских греков из Кампании. Именно Кампания был той областью Италии, над которой Церера и Либер во всей полноте простирали свои дары. Истории о почитании Бахуса добрыми поселянами, которых он обучил разведению винограда, и до этого были многочисленными в области фалернских вин, откуда этот бог распространился далее в Италию. Здесь культы греческих богов встречаются с более древними италийскими, со старинными народными обрядами и праздниками виноградной лозы.

Праздник сопровождался большим весельем. Во время сбора винограда происходили маскарады, устраивались на деревьях качели. Весенние либералии были праздником городского характера. В день праздника приготовлялась в честь бога liba — пирожок из муки, меда и масла. По всему городу жрицы продавали эти пирожки, предлагая покупателю небольшую жертвенную жаровню для принесения жертвы. Юноши, достигшие совершеннолетия, получали в этот день тогу зрелости, так как Либер считался богом свободы.

В городах в этот день, кроме торжественных жертвоприношений, устраивались театральные представления, а в сельской местности он знаменовался веселыми шествиями, шутками, плясками и пирушками с изобилием возлияний Бахусу-Либеру, освобождающему человека от всяческих забот своим чудесным напитком, и его доброй и прекрасной жене Либере. Во время либералий приносились жертвы и богине Церере. Святилище Либера и Либеры помещалось в храме Цереры. Культ Бахуса-Либера был очень близок к культу греческого Диониса.

nesterov