Даниил Нестеров, обозреватель отдела «Рынки»
На мой взгляд, последняя сцена в фильме «Социальная сеть» очень четко передает суть и дух одной из самых известных на данный момент социальных сетей. В самом конце, когда герой Марка Цукерберга отправляет запрос на добавление в друзья девушке, в которую он влюблен. В фильме он так и не получает ответ на свой запрос, потому что есть кнопка «Не сейчас». Наверняка эта кнопка была изобретена героем, когда он получил очередное сообщение: «Ваш запрос на добавление в друзья был отклонен пользователем».
Многие социальные сети на данной стадии развития очень смахивают на городок под названием Плезантвиль. Плезантвиль — это небольшой американский городок, изображенный в одноименном фильме. В нем всегда солнечная погода, чисто, люди приветливы. А восклицание Honey, I`m home! («Дорогая, я дома!».— «і».) по значимости ничем не уступает восходу солнца. Этот городок можно назвать в равной мере и пасторальным, и идеальным.
Точно так же и в современных социальных сетях все прилизано, ровно и практически пасторально. Можно отвечать «лайком» на «лайк», оставлять комментарии «Ой, как прекрасно!», «Ты такая красивая на этой фотографии» и так далее. Кнопки «Не нравится» в них нет. Хотя вы, конечно же, можете нажать «Больше не нравится». Но только после того, как нажмете «Мне нравится».
Но только никто никогда не догадается о том, что вы совершили такой сложный ход. Более того, никто никогда не догадается, что вы произвели зачистку списка своих друзей по принципу: «Знаю в реале». Уведомлений об этом не получит ни одна из ваших жертв. Ну, только в том случае, если ей не придет в голову вести точный список своих друзей в таблице и периодически сверять данные.
В Плезантвиле все спокойно. Всем все нравится, все всем делятся. Никаких страшных историй, никаких ужасов. Так социальные сети продолжают свое превращение в глянцевую витрину магазина. Осталось только изобрести кнопки «Мне нравится + купить», «Купить» и «Купить и порекомендовать друзьям». Для полноты картины стоит изобрести свою валюту и заставить всех конвертировать денежные единицы по какому-то иезуитскому курсу.
Коммерческая сторона дела не является ни для кого сюрпризом. Просто «продажные» функции все больше стали затмевать первоначальные, а именно связь между людьми. Чего только стоит переполох, устроенный недавно одним из известных изданий по поводу компаний, собирающих данные о пользователях в базы данных. А потом предлагающих свои услуги компаниям, которые хотят понять, будет ли пользоваться успехом их инновационный продукт или нет.