Аналитики пытаются просчитать суммы, которые Украина сможет выручить от продажи тепловой генерации
Аналитики пытаются просчитать суммы, которые Украина сможет выручить от продажи тепловой генерации.
Однако, с точки зрения энергетической безопасности страны, возможно, лучше сосредоточиться на привлечении в отрасль эффективного собственника, приход которого кардинально изменит правила игры.
Как известно, четыре тепловые энергогенерирующие компании вошли в список объектов, подлежащих приватизации в 2009 г. Таким образом правительство повторит попытку продажи на конкурсах контрольных пакетов акций «Днепр-», «Центр-», «Запад-» и «Донбассэнерго», не состоявшуюся осенью этого года вследствие противостояния между Кабмином Юлии Тимошенко и Секретариатом президента Виктора Ющенко.
Со стороны властей намерение продать теплогенерацию частному инвестору продиктовано, не в последнюю очередь, желанием привлечь деньги в госбюджет. Однако неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура вместе с критическим техническим потенциалом отечественной теплоэнергетики, а также целым букетом общеотраслевых энергетических проблем вряд ли позволяют правительству рассчитывать на богатый сбор денежного урожая от продажи ТЭС. Стоит ли в этом случае выставлять на тендеры энергопредприятия уже в следующем году? «Да»,— отвечают практически единогласно аналитики инвесткомпаний, руководители Минтопэнерго и НАК «Энергетическая компания Украины» («ЭКУ»), отраслевые эксперты. Продавать стоит.
«В отношении приватизации генерирующих компаний наша позиция не менялась, и думаем, что она не изменится в ближайшее время. К 2014 г. правительство рассчитывает завершить либерализацию энергорынка. Мы считаем приватизацию и либерализацию рынка мощными катализаторами роста стоимости бумаг генкомпаний»,— сказали «і» в компании «Ренессанс Капитал». При этом, как добавили аналитики компании, «при продажах не стоит акцентировать внимание на цене выставляемых пакетов. Основной вопрос — в чьи руки попадут энергетические объекты. Для энергетики — как стратегической отрасли — наиболее важной задачей является повышение эффективности управления». Если фондовики в своей поддержке приватизационных процессов исходят из соображений неминуемого повышения капитализации энергокомпаний, то сами энергетики склонны усматривать в приходе частного собственника мощный стимул для продвижения реформаторских преобразований в отрасли. Так, по мнению президента Энергетической ассоциации Украины Василия Котко, завершение в стране приватизации тепловых генкомпаний и облэнерго поспособствует разрешению многолетних отраслевых проблем, ускорит процесс внедрения в стране конкурентного рынка электроэнергии, а также позволит энергокомпаниям вступить в этап инвестиционного развития.
Сама по себе приватизация не сможет разрешить все проблемы, если подготовка правительства к конкурсам не будет сопровождаться параллельными шагами по обеспечению инвестиционной привлекательности отрасли. Речь идет не только о тарифной реформе, ликвидации административных барьеров на пути к конкурентному и прозрачному рынку, но также о разрешении других проблем внутри самой электроэнергетической отрасли. Достаточно лишь представить себе ситуацию, которая могла сложиться на сегодняшний день в том случае, если бы Кабмину все же удалось осенью этого года реализовать на конкурсах акции четырех генкомпаний.
С чем столкнулись бы в настоящее время их собственники в лице стратегических инвесторов в условиях резкого снижения энергопотребления в стране? Падение товарной выручки, установление заниженных тарифов на электроэнергию ТЭС, снижение уровня платежей, возникновение дефицита оборотных средств, увеличение с начала года текущей кредиторской задолженности с 1 млрд. грн. до 2,2 млрд. грн.— вот далеко не полный перечень тех фактов и факторов, с которыми столкнулась тепловая генерация с наступлением экономического кризиса. В результате генкомпании завершили ноябрь с отрицательной рентабельностью — минус 6,7%. Что будет в декабре, станет ясно позже.
Экономический кризис — явление для энергетиков объективное. И преодолевать его пришлось бы энергокомпаниям в любом случае. Вопрос в другом: смогло бы правительство в сложившихся кризисных условиях заставить приватизированные генкомпании субсидировать государственные угольные шахты точно так же, как оно заставило это делать нынешнее НАК «ЭКУ». Речь идет о решении Кабмина, которое обязало энергетиков закупать в приоритетном порядке у госпредприятия «Уголь Украины» полный объем черного золота, которое стоит на 35% дороже угля, реализуемого на вторичном рынке частными угольными компаниями.
Ответ на вопрос очевиден. Ничего, кроме скандала, из данной правительственной затеи по дотированию тепловой генерацией государственных шахт не получилось бы. Из этого следует, что, готовясь к приватизационным конкурсам 2009 г. по продаже энергокомпаний, властям также следует подумать, что все-таки нужно делать с государственным угольным сектором. Сектором, который в 2007 г. в составе 142 шахт добыл 42,7 млн. т, или 57% угля в Украине, в то время как оставшиеся 43% угольной продукции были выданы на-гора 22 частными шахтами. Сектором, который в этом году поглотит 7,7 млрд. грн. бюджетных дотаций, а в 2009-м планирует поглотить уже 13,7 млрд. грн. И наконец, сектором, 72 шахты которого (половина из всех существующих) добывали на начало 2008 г. менее 500 т угля в сутки. Это приблизительно восемь вагонов. Правда, недавно министр угольной промышленности Виктор Полтавец заявил, что к концу этого года подобных «пятисотых шахт» в стране не останется.
