Рынки

Заплатили мало денег

ФГИ отказался признать победителя конкурса по ОПЗ

Консорциум «Нортима» выиграл торги по приобретению Одесского припортового завода, но ФГИ признал конкурс не состоявшимся. Победитель намерен принудить ФГИ подписать договор купли-продажи объекта через суд и возместить убытки, понесенные в процессе подготовки к конкурсу.

16-я попытка отдать Одесский припортовый завод в частные руки закончилась ничем. Вчерашние торги приватизационное ведомство признало недействительными, поскольку усмотрело в действиях участников сговор. «Единогласным решением члены конкурсной комиссии признали торги несостоявшимися»,— сообщил и.о. главы фонда Дмитрий Парфененко. Он не уточнил, кто именно и с кем сговорился, но посетовал на то, что в ведомстве ожидали более активных торгов и большую сумму выручки за жемчужину химпрома — не менее 8-9 млрд. грн.

Лицетатор объявил торги завершенными после того, как среди участников не нашлось желающих заплатить за ОПЗ более 5 млрд. грн. Именно эту сумму предложила компания «Нортима» Игоря Коломойского. Помимо нее в конкурсе участвовали «Фрунзе-Флора» Константина Григоришина (прекратила торговаться за актив на отметке 4 млрд. 550 млн. грн.) и «Азот-Сервис», дочка российского «Сибур-Холдинга». Было очевидно, что основная борьба разгорится межу структурой «Газпрома» и компанией «Нортима». Представитель последней был готов увеличивать сумму сделки с оглядкой на поведение российской компании. Но после объявления суммы 5 млрд. грн. представитель «Азот-Сервиса», откинувшись на спинку стула, так и не предложил большую сумму, хотя лицетатор почему-то всячески стимулировал его к дальнейшей борьбе. Судя по всему, поза российского участника означала то, что он не готов продолжать состязание, хотя представитель «Нортимы» вертел карточку с номером в руках и поглядывал в его сторону, явно ожидая продолжения борьбы. Поведение «Сибура» так и осталось загадкой — ряд экспертов надеялись на азартное продолжение торгов, однако россияне решили не увеличивать сумму, предлагаемую ими за ОПЗ. Но еще более непредсказуемой оказалась реакция ФГИ. Казалось бы, выручить за ОПЗ даже $600 млн. при его нынешней рыночной стоимости не более $300 млн. — можно было назвать победой, после того как ни одно из предыдущих правительств так и не смогло продать ОПЗ.

Недовольные могли оспаривать право на объект в судебном порядке, но правительство бы выполнило хотя бы частично планы по наполнению госбюджета. Тем не менее премьер-министр Юлия Тимошенко незамедлительно заявила, что не намерена признавать результаты конкурса, чтобы показать, что правительство не пойдет на поводу у «коррумпированных структур» и не будет потакать усмотренному ею сговору претендентов.

В «Нортиме», в свою очередь, отрицают факт сговора и готовы бороться за право владеть ОПЗ. «Мы призываем Юлию Тимошенко публично принести извинения перед инвесторами, которые участвовали в конкурсе, и будем в судебном порядке требовать принуждения ФГИ заключить с нами как с победителем конкурса сделку по приобретению ОПЗ»,— рассказывает Тимур Новиков, первый зампредправления ПриватБанка. Он же сообщил, что в исковых требованиях «Нортимы» будет пункт о возмещении убытков, понесенных компанией в процессе подготовки к конкурсу,— например, вследствие обездвиживания внесенной в качестве залога суммы.

«Вероятно, это коснется извлеченной из бизнес-оборота суммы, которую мы уплатили в качестве залога»,— уточнил Тимур Новиков. Топ-менеджер ПриватБанка затруднился спрогнозировать, будет ли компания участвовать в последующих торгах, если такие будет проводить ФГИ. При этом представитель покупателя выразил надежду, что ОПЗ больше не будут продавать, если «Нортима» вступит в права владения заводом по результатам судебного разбирательства.

Бизнесмен заверил, что компания «Нортима» не вынашивала планов по перепродаже объекта и является стратегическим, а не портфельным инвестором: «Мы имеем все необходимые ресурсы, чтобы эффективно управлять заводом».

Интересно то, что из общения с господином Новиковым стало известно, что в компании «Нортима» на самом деле присутствуют шесть акционеров. «Одним из них является господин Коломойский, других я назвать не могу из соображений конфиденциальности»,— сказал бизнесмен. Теоретически можно предположить, что одним из них мог быть ранее проявлявший интерес к ОПЗ предприниматель Александр Ярославский. Но он отрицает факт участия в консорциуме. «Я не являюсь акционером компании «Нортима»,— сообщил «i» господин Ярославский и уклонился от ответа на вопрос, интересен ли еще ему объект.

Очевидно, что вчерашняя продажа оставила горький осадок не только у компании «Нортима», которая была в шаге от празднования победы в многолетней борьбе за химический гигант. Нынешние торги можно назвать провальными и для правительства. Доверие инвесторов потеряно, госбюджет не получит ожидаемых средств. Это не добавит руководству Фонда госимущества оптимизма в случае очередного выставления ОПЗ на торги. Сильнее всего разуверились в желании Украины продавать ОПЗ российские химические компании. «Мы уже не верим, что продажа ОПЗ когда-либо состоится»,— говорил ранее вице-президент компании «Акрон» Александр Попов. «Мы сочувствуем «Сибур-Холдингу», потому что он стал заложником ситуации и даже внес залог»,— сказал «i» представитель ОАО «МХК «ЕвроХим». Обе компании предпринимали попытки посостязаться за завод в 2007 г. и 2008 г., но, как видим, не изъявили желания участвовать в конкурсе в этом году. Не исключено, что в торгах 2010 г. такую же позицию займет «Сибур-Холдинг», вынеся печальный опыт из продажи в этом году. Из крупных российских игроков не пробовал участвовать в покупке ОПЗ разве что «Уралхим», позиционирующий себя как лидер на рынке азотных удобрений в России по объемам производства.

С усугублением кризиса созвать инвесторов на участие в конкурсе ФГИ будет еще труднее. Повторить попытку продажи ведомство намерено в следующем году на тех же условиях, но игроки рынка уверены, что существенного интереса инвесторы к объекту уже не проявят.

stetsun