Рынки

Олег Проживальский: «Не думаю, что в Украине появятся новые операторы»

Бывший замминистра транспорта и связи, глава Госадминистрации связи вернулся в компанию "МТС-Украина" на должность директора по корпоративному управлению и контролю

Бывший замминистра транспорта и связи, глава Госадминистрации связи вернулся в компанию “МТС-Украина” на должность директора по корпоративному управлению и контролю

Менеджер поделился с “і” идеями относительно способов госрегулирования и ближайших перспектив отрасли.

Вопрос: Многие прогнозировали, что вы вернетесь в МТС после того, как покинули Госадминистрацию связи. Хотелось бы узнать, что подвигло вас на такой шаг?

Ответ: Во-первых, освободилось место, где я работал, и я решил вернуться. Во-вторых, меня все-таки больше привлекает конкретная работа в компании, чем работа в государственной структуре в таких сложных условиях, которые сегодня сложились в стране. Так что это было осознанное решение. Оно было сделано заблаговременно, еще до того, как я пришел в компанию. Просто я оставил для себя какое-то время, чтобы передать дела в Государственной администрации связи.

В: Какими вы видите в МТС ваши основные задачи на ближайшее время?

О: Они, в принципе, остались прежними. Сейчас моя задача — создать благоприятные условия для развития бизнеса оператора. Наша дирекция в основном отвечает за юридические вопросы, инициирование законопроектов, которые бы способствовали развитию бизнеса. Например, сейчас очень сложно строить объекты инфраструктуры, усложнился прием их в эксплуатацию. Действующие нормативные акты, к сожалению, не создают нормальных условий для того, чтобы предприятие могло быстро и эффективно развиваться. Поэтому мы будем стремиться к тому, чтобы упростить названные процедуры, чтобы быстрее удовлетворять спрос населения на мобильную связь. Я занимался оптимизацией разрешительных механизмов, пока работал в министерстве. К сожалению, времени было недостаточно. Но все же в Минтранссвязи за прошлый год мы приняли в четыре раза больше нормативных актов, которые направлены на развитие телекоммуникационного бизнеса и упрощение процедур, связанных с этим процессом, чем было принято в предыдущие годы.

В: За последние полгода со стороны Минтранссвязи было предложено несколько инициатив, которые не прошли. Это и создание фонда универсальных услуг, который не был одобрен депутатами, и попытки разрешения вопроса по интерконнекту — операторы до сих пор решают проблему в судах. Хотелось бы узнать ваше мнение: почему в этих вопросах государству не удалось помочь рынку?

О: Что касается фонда универсальных услуг — этот проект разрабатывался не в Минтранссвязи. Инициатива исходила от НКРС. Основная цель — обеспечить предоставление услуг связи в сельской местности, труднодоступных районах и т.д. Но моя личная точка зрения следующая: прошло время, когда надо было создавать фонд универсальных услуг. Сегодня он не нужен. Это было актуальным 5-10 лет назад, тогда идея, действительно, разрабатывалась Госкомсвязи. Сейчас мобильная связь покрывает всю территорию Украины. Вы имеете возможность получить услугу связи в любом отдаленном населенном пункте. На начало этого года в стране оставалось порядка всего лишь 50 не покрытых мобильной связью населенных пунктов. Думаю, что в течение этого года связь мобильная появится и в этих населенных пунктах. Работая в Минтранссвязи, я проводил такую политику, что нужно завершить этот процесс, и тогда население сможет получить соответствующие услуги. В частности, я начал разрабатывать нормативную базу, которая позволила бы предоставлять льготы определенным категориям населения, подобно тем, которые существуют на фиксированную связь. Государство может частично дотировать этих людей. Ведь для того чтобы дотянуть фиксированную телефонную линию в отдаленный населенный пункт, требуются сотни тысяч гривень, тогда как мобильный телефон стоит всего лишь несколько сотен гривень. Если бы мы создали соответствующую нормативную базу, потребности населения были бы удовлетворены быстрее. И государству это бы обошлось дешевле.

Вопрос: А что касается вопроса взаимосоединения между операторами?

Ответ: Взаимосоединение — это процесс достаточно сложный. Я всегда стоял на позиции, что рынок не должен регулироваться государством. Опыт других стран — тому подтверждение. К сожалению, в Украине не все операторы ведут себя адекватно на рынке. МТС готова была идти на снижение ставок интерконнекта, чтобы они приближались к уровню затрат. Но нас не поддержали другие операторы. В результате имеем ситуацию, когда государство вынуждено принимать меры по регулированию рынка, которые являются не совсем правильными в разрезе свободной конкуренции.

В: Вы имеете в виду попытки признания операторов монополистами на своих сетях…

О: Да, АМКУ уже вовлечен в этот процесс. Я считаю, что вмешиваться в коммерческую деятельность нет необходимости, операторы должны договориться между собой. Потому что определить реальную себестоимость услуги всегда очень сложно. В снижении тарифных ставок очень сильно заинтересованы мелкие операторы, потому что иногда они делают бизнес на транзите трафика между большими операторами. Я считаю, это не совсем правильно. Любой бизнес должен быть соизмерим с внесенным инвестициям. Есть операторы, которые вложили миллиарды долларов и продолжают инвестировать в отрасль, и они, естественно, хотят, чтобы эти инвестиции вернулись.

В: Вы думаете, что возможность договориться действительно существует?

О: Я думаю, что в конце концов мы к этому придем. Некоторые операторы сейчас судятся между собой, но никто из них ничего от этого не выиграет. В итоге мы все придем к пониманию того, что нужно выйти на объективные тарифные ставки и вести договорные отношения. Как только государство начнет регулировать рынок, никогда не установит объективной цены. А вмешательство в рыночные процессы всегда ведет к негативным последствиям. Я, например, считаю, что запрет т.н. нулевых тарифов является вмешательством в маркетинговую деятельность операторов и ограничивает открытую конкуренцию. Этого быть не должно.

В: Как вы считаете, может ли «Укртелеком» стать прибыльным в этом году без решения вопросов по интерконнекту и фонду универсальных услуг?

О: «Укртелеком» может стать успешной и прибыльной компанией только тогда, когда его приватизируют. Когда в компании будут созданы нормальные условия для работы на рынке и полноценной конкуренции. То, что делается сейчас для поддержки «Укртелекома» — вливания, дотации за счет других операторов, может принести лишь временный эффект. Да, этот оператор является хребтом, основой отрасли. Важно, чтобы эта компания была здоровой. Но до тех пор, пока она будет государственной, о настоящей рыночной эффективности говорить не приходится. Как показывает жизнь, частная компания всегда работает более эффективно.

В: Как вы считаете, почему вот уже который год не может решиться вопрос о выдаче лицензий на UMTS? НКРС не может договориться с Минобороны уже долгое время о том, как и при каких условиях можно будет провести радиочастотную конверсию и наконец выдать лицензии…

О: Ответ очень простой. Министерство обороны, как и другие государственные ведомства, сталкивается с недостаточным финансированием. Очевидно, что есть желание поправить ситуацию за счет богатых мобильных операторов, которых пытаются заставить заплатить дополнительно за конверсию. Реальная конверсия в ценах прошлого года оценивается приблизительно в 300 млн. грн. Цифры, которые называются операторам, на 1 млрд. грн. больше. Причем этот миллиард ничем не подтвержден. Честно говоря, я считаю, что с UMTS Украина уже сильно опаздывает. На подходе новые технологии, и, может быть, есть смысл прыгнуть сразу туда. Имею в виду LTE, который начинает внедряться в некоторых странах. Это другой диапазон радиочастот, который предоставляет для абонентов большие возможности.

В: НКРС сейчас активно продвигает идею отмены лицензирования. И рынок будет через какое-то время саморегулироваться. Как вы эту идею оцениваете?

О: Это общемировая тенденция. Вполне очевидно, что часть видов деятельности уже давно пора освободить от лицензирования. Понятно, что останется лицензирование такого бизнеса, как мобильная связь, так как она использует ограниченный радиочастотный ресурс. Мы всегда выступали против двойного лицензирования. Получается, что мы должны оформлять лицензию на вид деятельности, а затем еще и на частоты. Платить и за одну лицензию, и за другую. Это неправильно. Сейчас в парламенте рассматривается законопроект, который предусматривает единое лицензирование.

В: Вы сейчас видите на нашем рынке возможности для выхода на него новых игроков?

О: Если говорить о мобильной связи, у нас слишком много игроков на рынке. Не думаю, что в Украине появятся какие-то новые операторы. Наоборот, возможны слияния, укрупнения, выкуп компаний с целью получения ресурсов, частот и пр., внедрение новых технологий. Этого я не исключаю. Опять же государство должно правильно регулировать все эти процессы. Если пустить на рынок новых игроков, которые завладеют его частью, то как это отразится на других операторах? Не исключены банкротства. Рынок должен правильно регулироваться. Должно быть разумно достаточное количество компаний, которые бы активно конкурировали друг с другом, но при этом были здоровыми, экономически устойчивыми. В этом состоит главная задача регуляторного органа.

В: Как вы оцениваете инициативу создания регулятором баз данных IMEI мобильных телефонов (белой, черной, серой) с помощью данных, которые должны будут предоставлять сами операторы?

О: Для того чтобы принимать подобные решения, нужно понимать, какие выгоды это дает рынку. Операторы не выигрывают, а проигрывают, потому что должны инвестировать немалые средства в создание базы данных. Предполагалось, что должно выиграть государство, потому что будет легализован импорт телефонов, и белых телефонов станет больше, чем серых. Честно говоря, я в этом сомневаюсь. Есть много умельцев, которые перебивают и будут перебивать коды. В результате это будет холостым выстрелом, и государство вряд ли что-то от этого выиграет. Абоненты тоже не выиграют, потому что будут платить больше за мобильные телефоны.

В: Недавно был одобрен законопроект о MNP. Считаете ли вы это правильной инициативой?

О: В принципе эта услуга широко распространена на Западе. Я думаю, она имеет право на существование. Только делать это нужно правильно. Я знаю, что в некоторых законопроектах на реализацию этого проекта отводилось всего полгода. В то время как реалистичные сроки — год, если не два. Ведь компании должны заблаговременно планировать соответствующие инвестиции на подобный проект. Операторы также должны договориться между собой, какую технологию будут использовать. То, как это пытаются сделать у нас, очень напоминает попытку лоббировать интересы мелких операторов, которые надеются на приток к ним абонентов. Чего не произойдет, как показывает опыт других стран, внедривших у себя эту услугу.

Олег Петрович Проживальский родился 21 октября 1949 г. в Ковеле. В 1992-1995 гг. господин Проживальский был министром связи Украины. После отставки с правительственного поста работал консультантом компании «РТТ-Телеком — Нидерланды». Занимал должности первого заместителя генерального директора Украинского объединения электросвязи «Укртелеком», заместителя председателя правления ОАО «Укртелеком», заместителя председателя Государственного комитета связи и информатизации Украины. Был президентом Украинской ассоциации операторов связи «Телас». В последние годы работал в компании «МТС-Украина» — директором по корпоративному управлению и контролю. 5 марта 2008 г. Кабмин назначил Олега Проживальского на должность заместителя министра транспорта и связи, главой Госсвязи. Месяц назад стало известно, что Кабмин уволил его с этой должности по собственному желанию.

yurasov