Антимонопольный комитет подозревает киевских нефтетрейдеров в согласованном завышении цен на наиболее ходовой бензин А-95
Антимонопольный комитет подозревает киевских нефтетрейдеров в согласованном завышении цен на наиболее ходовой бензин А-95. Розничники аппелируют к колебаниям валютного курса и высоким оптовым ценам наших заводов. Но особые опасения трейдеров вызывает запрет Нацбанка на авансовые платежи, который не только может существенно сократить объемы топлива на нашем рынке, но и потянуть цену вверх.
АМКУ расследует причины повышения большинством столичных операторов стоимости бензина А-95 до 6,15 грн./л. «Учитывая то, что для импортеров и производителей составляющая себестоимости бензинов является разной, специалисты комитета проведут детальное исследование обоснованности установления такой цены реализации»,— подчеркивают в комитете. По словам председателя АМКУ Александра Мельниченко, нефтетрейдеры не реагируют адекватно на снижение стоимости нефти на мировых рынках, и комитет после расследования применит к ним соответствующие санкции.
Между тем уже вчера на столичных заправках стоимость бензина А-95 откатилась от 6,15 грн./л до 5,95 грн./л. «Устанавливая цены на стелах наших заправок в 6,15 грн./л, мы исходили из оптовых цен наших перерабатывающих заводов, которые перед этим, вопреки тенденциям мирового рынка к снижению, наоборот, повысились»,— объясняет коммерческий директор «УТН-Восток» (сеть АЗС «Укртатнафта») Виталий Леончук. Действительно, отечественные переработчики подняли отпускные цены, когда курс доллара на межбанке резко вырос. «Одесский НПЗ, Кременчугский, которые зависят от импортного сырья, на этой волне дернули цены вверх. Правда, потом так же их снизили. Но почему за ними пошла Шебелинка, которая не привязана к валюте, остается непонятным»,— рассуждает глава UPECO Сергей Куюн. Курсовые колебания подстегнули стоимость розницы импортного происхождения, за которую рассчитываются валютой. «На прошлой неделе цена формировалась из расчета 5,80 грн. за $1 на межбанке. Теперь, когда она закрепилась на уровне 5,20 грн., стоимость бензина на АЗС откатилась»,— отмечает финдиректор сети заправок «КЛО» Игорь Чернявский.
С другой стороны, трейдеров больше беспокоят не разбирательства АМКУ, а пункт 4.4 постановления №319 НБУ, которое запрещает авансовые платежи. «Например, с Mazeiku Nafta мы работаем по предоплате. А теперь мне нужно ждать, пока товар приедет в страну, и только потом расплачиваться с литовским поставщиком. У нас, конечно, есть небольшой кредит в этой компании. Но такими темпами я, грубо говоря, поставлю не 30 тыс. т, необходимых сети в месяц, а только 4 тыс. т»,— сетует господин Чернявский. Он предполагает, что если не откорректируют постановление, то неделя-две — и объемы поставляемого импортного ресурса будут стремительно сокращаться. Не исключено ,что операторы, оказавшись между валютными колебаниями и этой проблемой, заложат эти риски в конечную стоимость топлива.
Впрочем, положение для потребителя, в отличие от трейдера, пока далеко от кризисного. Уже почти полтора месяца рынок в профиците, и запасы топлива достаточные. Но, с другой стороны, страна еще никогда так не зависела от импортных поставок. «До ноября не возобновит работу Лисичанский НПЗ, западноукраинские заводы пока стоят, Шебелинский выпускает лишь 10 тыс. т светлых нефтепродуктов в неделю. В таких условиях доля импорта достигла рекордных 70%»,— констатирует замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. Сейчас, к примеру, импорт топлива из Литвы составляет половину товарооборота между нашими странами, и вопрос затрудненных поставок будет в ближайшее время решаться на уровне посольств наших государств. Этой проблемой озадачились также профильная экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) при Минтопэнерго и сам министр Юрий Продан. Вчера по итогам заседания ЭАГ было решено подготовить письмо в НБУ с просьбой во избежание дефицита топлива на рынке включить нефть, нефтепродукты, газовый конденсат, топливные присадки и т.д. в перечень товаров, не подпадающих под запрет на авансовые платежи.