Отказ управляющих болгарским меткомбинатом «Кремиковцы» поддержать решение правления о толлинговом соглашении с ArcelorMittal позволил комбинату в конце прошлой недели заключить такой договор с компанией «Ворскла Сталь Болгария»
Отказ управляющих болгарским меткомбинатом «Кремиковцы» поддержать решение правления о толлинговом соглашении с ArcelorMittal позволил комбинату в конце прошлой недели заключить такой договор с компанией «Ворскла Сталь Болгария» Константина Жеваго. По его условиям компания оплачивает «Кремиковцы» стоимость переработки сырья на его мощностях, а вся продукция будет реализовываться компанией «Ворскла Сталь Болгария». О планах восстановления работы метзавода рассказал «і» исполнительный директор компании Виктор Деменюк.
Вопрос: Каким образом группа собирается управлять комбинатом после получения контроля над ним?
Ответ: Мы планируем, что собственником завода будет «Ворскла Сталь Болгария», которая уже работает на местном рынке и является понятным и прозрачным инвестором для местных властей.
В: Каким образом будет формироваться менеджмент предприятия?
О: Менеджмент будет состоять из украинских специалистов, болгарских и, возможно, австрийских. Но на начальном этапе основную роль, скорее всего, будут играть наши менеджеры. «Кремиковцы» в целом похож на ММК им. Ильича. Предприятие строилось по проекту 30-х годов, построено в 1963 г. Завод начинен украинским оборудованием, а многие ремонтные работы делались украинскими специалистами. Даже сегодня здесь работает украинская фирма, которая ремонтирует коксохимические батареи. Поэтому, скорее всего, на начальном этапе выводить предприятие из кризиса будут украинские менеджеры.
В: Будете переманивать менеджмент с ММК им. Ильича?
О: Нет, у нас достаточно своих специалистов в группе, часть которых уже проходят адаптацию к болгарским условиям: знакомятся с предприятием, заводят контакты.
В: Что будете делать с экологическими требованиями со стороны государства?
О: Выполнять. Для работы предприятию необходимо получить так называемое комплексное разрешительное, которое выдает Минэкологии и требуется директивами Еврокомиссии. Сейчас завод не имеет такого документа и работает нелегально. Наша компания согласовала с Минэкологии программу, которую мы должны выполнить до конца года. После ее выполнения мы сможем получить экологическое разрешение.
В: Такую программу согласовала только «Ворскла Сталь Болгария»?
О: На начальной стадии все желающие участвовать в конкурсе за комбинат допускаются к так называемым преддоговорным соглашениям, которые включают в себя и согласование с Минэкологии.
В: Были ли претенденты кроме ArcelorMittal?
О: ArcelorMittal на данный момент фактически утратила интерес к борьбе. О других претендентах на комбинат мне пока неизвестно. Хотя в Болгарии есть поговорка: «Всякое решение — предпоследнее».
В: Как вы относитесь к идее закрытия аглодоменного передела?
О: Нас интересует полный цикл производства. Мы разработали программу жизнеспособности комбината, которая рассчитана до 2012 г. и предполагает модернизацию комбината до европейского уровня. Ориентировочные инвестиции составят $600-700 млн., но цифра в процессе инвентаризации может быть скорректирована. К примеру, это зависит от того, будем ли мы реконструировать старый коксохим при комбинате или строить новый.
В: Будет ли предприятие использовать привозные слябы?
О: В дополнение к собственному производству мы можем кооперироваться с производителями слябов, у которых есть переизбыток продукции. Производственные мощности стана 1700 для выпуска горячекатаного рулона позволяют это сделать. Кроме того, у нас есть недогруженные мощности по производству холоднокатаного рулона и оцинкованного листа.
В: В каком объеме предприятие способно производить продукцию?
О: Максимальная мощность составляет 2-2,5 млн. т. Из них около 600 тыс. т — холоднокатаный рулон, а 150 тыс. т — оцинкованный лист. Коксохим может выпускать 60-70 тыс. т кокса для покрытия собственных потребностей. Ферросплавный комплекс включает четыре печи мощностью минимум 15 тыс. т в год, на которых можно производить ферро- и силикомарганец.
В: На какие показатели планируете выйти?
О: За год мы планируем выйти на рентабельный режим работы и нарастить производство до 2 млн. т стали в течение двух лет. Сейчас завод производит около 1 млн. т.
В: Планируете ли реконструировать электросталеплавильные печи?
О: Кроме трех конвертеров, на предприятии были две таких печи, но одна из них уничтожена. После окончания экологических работ мы сможем увеличить количество плавок на рабочей электропечи с трех до десяти в сутки, что даст до 30 тыс. т стали в месяц.
В: Как компания намерена обеспечивать предприятие сырьем?
О: В портах Лом и Бургас мы отгрузили 170 тыс. т руды, которая уже доставляется на предприятие. У нас проработаны предварительные соглашения о длинных контрактах на поставку бразильской руды, украинских окатышей и американского угля.
В: С кем?
О: Это пока коммерческая тайна, но контракты большие и хорошие. По объемам они полностью покрывают потребности комбината. Сейчас мы можем сказать, что обеспечили комбинат практически всем, в том числе — ломом.
В: Идет приобретение действующих компаний на местном рынке?
О: Да, и эта работа продолжается. Мы ведем активную деятельность на северо-западе Болгарии в районе порта Лом. Поскольку сырьем мы обеспечены, осталось ждать решения суда о банкротстве комбината.
В: Как технически может выглядеть переход прав собственности?
О: Суд уже ввел на предприятие внешних управляющих, которые лишают права управления совет директоров. Потом сформированный комитет кредиторов должен принять так называемый оздоровительный план, в соответствии с которым комбинат будет работать. Если план не принимается, то объявляется ликвидация предприятия. Претензии кредиторов будут удовлетворены суммой, за которую будут проданы активы. На сегодня совокупные долги предприятия с учетом облигационного займа составляют около EUR800 млн.
В: Во сколько вы оцениваете комбинат?
О: В теперешнем состоянии его очень сложно оценить. Сначала надо провести инвентаризацию активов: не все, что числится на балансе предприятия, существует в действительности. Мы обратились с такой просьбой к государству, но кто конкретно будет этим заниматься, пока неясно.
В: Судебные процедуры будут проходить параллельно управлению комбинатом вашей компанией на основе толлингового соглашения?
О: Да, на комбинате должен поддерживаться производственный цикл, чтобы можно было выплачивать зарплату и платить налоги, пока идут разбирательства. Они могут занять от полугода до трех лет.
В: Какую роль в процессе играет государство?
О: Государство должно полностью контролировать все процессы на заводе. «Кремиковцы» — крупнейший комбинат в стране, который обеспечивает значительную часть таможенных, налоговых и пенсионных сборов, а также загрузку портов и железной дороги.
Виктор Деменюк родился в Полтаве в 1963 г. Работал замначальника треста «Кременчугрудстрой», имеет опыт управления строительством промышленных объектов, в том числе металлургических и перерабатывающих заводов. Является собственником компании Rua, которая занимается поставками ЖРС на болгарский рынок, также работал в системе сбыта Полтавского ГОК. Имеет интересы в сталепрокатном и ферросплавном бизнесе в Болгарии. В 2007 г. стал исполнительным директором компании «Ворскла Сталь Болгария».
Kremikovtzi AD — крупнейший меткомбинат Болгарии. В 1999 г. 71% акций выкупила у государства болгарская Finmetals Holdings Corp. В 2005 г. меткомбинат перекупила Global Steel Holdings Ltd братьев Прамода и Винода Митталов. Собственником еще 25% акций остается государство. В 2007 г. болгарские власти начали дискуссию о закрытии комбината ввиду невыполнения экологических норм. В 2008 г. кредиторы предприятия инициировали его банкротство.