Александр Данченко: «Полтора года назад 1 Мбит интернета стоил в среднем $1200, сейчас некоторые продают его за $25-30»

7 мая 2008, 0:00
no image

Гендиректор компании «Датагруп» рассказал «i» о том, как на рынке передачи данных создается недобросовестная конкуренция...

Генеральный директор компании «Датагруп» Александр Данченко рассказал «i» о том, как на рынке передачи данных создается недобросовестная конкуренция, а основным методом борьбы становится демпинг.

Вопрос: Насколько изменились расценки на оптовый интернет за последнее время?

Ответ: За три года цены на оптовый интернет и передачу данных упали больше, чем в 25-30 раз. Это направление уже становится нерентабельным.

В: Что привело к таким последствиям?

О: В свое время, где-то три года назад, на рынок Украины зашли два западных игрока, работу которых обеспечивали всего несколько менеджеров. Им не нужно было заботиться об инвестициях. Им нужно было выполнить план по продажам любыми способами. Впоследствии они просто убили этот рынок.

В: Считаете ли вы приход иностранных компаний, которые торгуют оптовым трафиком, единственной причиной обвала рынка?

О: Мы («Датагруп»), «Голден Телеком», «Укртелеком» инвестировали миллионы долларов в строительство своих первичных сетей. Теперь цены обвалились, и инвестиции практически ушли в песок. Произошло это не только по вине этих западных игроков. Большой преградой для нас стал тот факт, что украинские бизнесмены не умеют между собой договариваться. В России этот рынок защитили. У нас тоже были попытки договориться, чтобы защитить инвестиции операторов. Но этого не получилось. Сейчас, кстати, появляются все больше новых игроков, которые занимаются демпингом. У меня такое ощущение, что украинский менеджмент операторов связи работает отдельно от акционеров. А основная задача менеджеров компаний — приносить прибыль акционерам. В таких условиях необходимо все время жестко отслеживать сроки окупаемости реализуемых проектов. Складывается такое впечатление, что менеджеры в первую очередь думают о своем заработке, а не о развитии компании в целом. Я хочу обратиться к акционерам, которые сейчас работают на рынке: посчитайте ваши деньги! Их нет! Цены ниже себестоимости услуг!

Свежий пример. Одна достаточно известная телекоммуникационная компания продолжает демпинговать на рынке, продала услугу, окупаемость которой оценивается приблизительно в 50 лет. Это точно характеризует ситуацию на рынке.

В: Недавно на рынке интернет-трафика и передачи данных появился новый игрок — скандинавская компания Teliasonera, которая открыла свой первый POP (Point of Presence) в Киеве. По словам представителей этой компании, пока они не претендуют на массовость, до конца года ожидается подключить только несколько десятков клиентов…

О: На самом деле, это обычно обманчиво. Все так начинают. А потом начинают за счет демпинга отбирать клиентов у других. Хотя может Teliasonera в этой ситуации будет более порядочной, чем все остальные. Но… слабо верится.

В: Насколько упали расценки на оптовый трафик с тех пор, как на рынок зашли демпинговые игроки?

О: Если полтора года назад 1 Мбит интернета стоил в среднем $1200, то сейчас некоторые продают его за $25-30. Регулированием данного вопроса должна заниматься НКРС. Блокировка работы регулятора приводит к таким казусам, что операторам связи уже не выгодно заниматься данным направлением.

В: А как заходят иностранные компании на украинский рынок?

О: В начале они арендуют у кого-то каналы связи. Если их захотят отключить, то они спокойно перейдут на другую сеть. В самой среде оптовых интернетчиков этот бизнес называю «проституционным».

В: Какие нужно установить расценки, чтобы со временем вернуть вложенные инвестиции?

О: Для того, чтобы отбивать инвестиции в собственную сеть, цена должна быть на уровне хотя бы $130 за Мбит. Наши расценки сейчас ниже. Мы вообще думаем, продолжать ли оптовые межоператорские продажи интернет-трафика или нет.

В: Вы построили и эксплуатируете собственный участок сети с точкой присутствия во Франкфурте-на-Майне. Как долго будут окупаться инвестиции в проект?

О: Весь проект DWDM-сети (Dense Wavelength Division Multiplexing) обошелся примерно в $45 млн. При старых расценках на трафик мы могли бы зарабатывать на сети примерно $6 млн. в год. Т.е. окупаемость проекта составила бы пять-семь лет. Сейчас, даже если брать расценку $100 за Мбит, окупаемость становится лет 15. Хотя понятно, что наша сеть используется не только для интернет-трафика. Такая же ситуация у «Укртелекома» и других.

В: Что касается лицензий на IP-телефонию, считаете ли вы, что они были выданы на справедливых условиях?

О: Я считаю абсолютно неверным выдавать лицензии отдельно на эту деятельность. Что такое IP-телефония? Это протокол передачи голоса. Через год появится еще какой-нибудь протокол. Его тоже нужно лицензировать? Должна быть универсальная лицензия на телефонию. «Датагруп», «Голден Телеком», «Укртелеком» и «СКМ-Телеком» давно уже используют IP-протокол. Мы инвестируем сумасшедшие деньги. «Датагруп» за три года вложила в сеть уже около $200 млн., «Укртелеком» — миллиарды. Нас регулируют, проверяют… И тут появляется группа компаний, которые называются IP-операторы. Они хотят получить все бесплатно. По большому счету такой вид лицензирования вообще нужно отменять. Должна быть универсальная лицензия. IP-провайдеры тем временем под прикрытием лицензии за $20 тыс. устанавливают только необходимое оборудование и забирают трафик в сетях операторов, опять же за счет демпинга. Не инвестируя при этом в экономику страны ни копейки денег и не создавая новых рабочих мест, в отличие от крупных операторов.

В: Подписываете ли вы договоры с IP-провайдерами?

О: Официально к нам никто не обращался.

В: Много ли IP-провайдеров работает на сети «Датагруп»?

О: Достаточно много. Мы, если это незаконно, стараемся с этим бороться. Еще три года назад мы установили на своей сети мониторинг от «Укрчастотнадзора». Т.е. отдали это все в руки контролирующим органам.

В: Как вы оцениваете работу НКРС сейчас и как должен, по вашему мнению, формироваться ее состав?

О: Пока НКРС не была заблокирована, сохранялась хоть какая-то стабильность на рынке. Это был достаточно нейтральный к участникам рынка регулятор. Сейчас все иначе. Я считаю, что в целом конфликтная ситуация вокруг НКРС, которая формально привела к блокаде ее работы, была искусственно создана людьми, вообще не имевшими ничего общего с рынком связи. И теперь мы пожинаем плоды этого конфликта. Что касается формирования ее состава, то здесь все очень просто. Членами НКРС должны стать профессионалы профильного рынка, которые пользуются уважением и авторитетом среди участников рынка.

Данченко Александр Иванович родился 14 ноября 1974 г. в г. Кривой Рог Днепропетровской области. В 1995-1998 гг. работал техническим директором ЗАО «УкрТракс»; в 1998-2001 гг. занимал должность генерального директора компании «СиТиСи»; в 2001 г. — генеральный директор компании «ДатаСат»; с ноября 2005 г. — генеральный директор ЗАО «Датагруп». Женат, воспитывает двоих дочерей.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи