На этой неделе должно состояться очередное заседание экспертно-аналитической группы, на котором нефтяники и правительство обсудят ресурсное наполнение рынка в начале весенне-полевого сезона.
Несмотря на нынешнее спокойствие рынка, его может пошатнуть отсутствие стабилизационного резерва, о котором так много говорилось. Напомним, что осенью прошлого года правительство решило создать резерв нефтепродуктов, который использовался бы для государственных интервенций на рынок в период повышенного спроса. Предполагалось, что «Укртранснефть» сформирует запас бензина А-80 и дизельного топлива в общем объеме 200 тыс. т до конца февраля. В начале марта министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил о наличии договоренностей о покупке ресурса в стабфонд. Однако запаса до сих пор нет. При этом официальных заявлений о его формировании никто не делает, а неофициальные очень уж противоречивы.
В «Укртранснефти», которая является оператором резерва, прокомментировать ситуацию обещают уже как минимум две недели, но обещания пока не исполнили. В Минтопэнерго говорят, что запас формируется, однако подробностей не сообщают. На прошлой неделе господин Бойко заявил, что резерв попросту негде хранить. По словам министра, мощности «Укртранснефтепродукта», где изначально предполагалось держать горючее, оказались непригодными для этой цели. Это подтвердил «і» источник в «Укртранснефти». По его словам, для реконструкции емкостей «Укртранснефтепродукта» требуются слишком большие деньги (как ранее писали «і», около $800 млн.), которых у компании просто нет. В то же время можно реконструировать не все предприятие, а небольшую часть его мощностей как раз под объем стабзапаса (100-200 тыс. т нефтепродуктов). Кроме того, правительство ищет другие пути решения этого вопроса. Но сколько понадобится средств и кто будет заниматься проектом, собеседник «і» не сообщил.
Еще более непонятна ситуация с ресурсным наполнением фонда. По данным источника «і» в правительстве, у «Укртранснефти» уже есть 100 тыс. т топлива, произведенного из российской нефти на Кременчугском НПЗ, но где оно хранится, неизвестно. По информации одного из экспертов отрасли, поступление 100 тыс. т нефти в марте предполагалось, но поставка была перенесена на апрель. По данным эксперта, у «Укртранснефти» есть соответствующая договоренность о покупке сырья у российской «Транснефти» и переработке его на Лисичанском НПЗ, которым владеет компания «ТНК-BP». Но пока нет никакой информации по этому поводу.
По мнению экспертов, нефтепродуктов на рынке хватает, и проблем с горючим весной быть не должно. По словам исполнительного директора консалтинговой компании UPECO Сергея Куюна, имеющиеся объемы дизельного топлива и так превышают необходимые. «Рынок перелит на 10-15%, так что смысла в интервенциях нет»,— сказал аналитик. В то же время, по мнению директора консалтинговой компании «НТЦ «Психея» Сергея Сапегина, отсутствие стабфонда само по себе является психологическим фактором, способным повлиять на рынок. Уже сейчас недостаток информации наталкивает на мысли о неспособности правительства завершить процесс. «Кроме того, сезонный спрос на нефтепродукты еще не прошел, и мы не застрахованы от того, что какие-либо скачки на мировых рынках приведут к оттоку ресурса из Украины и к повышению цен»,— сказал господин Сапегин. По его мнению, формированию запаса мешает слишком много проблем. «Сам по себе этот инструмент убыточен, если только не является спекулятивным»,— считает господин Сапегин. По его словам, такой механизм может стать основой для разного рода махинаций: «Нет гарантий, что все эти объемы по заниженным ценам не выкупят нефтетрейдеры и не выбросят в рынок уже по рыночной стоимости. То же касается и аграриев». До сих пор не определены финансовые механизмы для создания фонда. Даже если вопрос о кредитной линии уже решен, неизвестно, за счет чего «Укртранснефть» будет этот займ отдавать. Сергей Куюн также обращает внимание на отсутствие у «Укртранснефти» опыта торговли нефтепродуктами. Положительным фактором во всей этой ситуации аналитик считает, по крайней мере, начало работы по формированию государственного резерва нефтепродуктов: «Каким бы ни был результат, это результат, и во всяком случае, все будут понимать, что это такое».