Altimo обвиняет Telenor в воровстве, а норвежцы ведут беседы об инвестиционном климате в Украине
«Фактически нас ежедневно обворовывали», —
утверждает старший вице-президент Altimo Олег Малис
— Олег, Altimo удовлетворена топ-менеджментом компании? В частности, президентом компании Игорем Литовченко?
— Мы всегда поддерживали Игоря Литовченко на посту президента «Киевстар» и сейчас поддерживаем. Более того, некоторое время назад направили соответствующее письмо в Telenor с предложением провести общее собрание акционеров «Киевстар» с одним вопросом в повестке дня — продлить полномочия президента компании. Никакого вразумительного ответа на письмо не было, и Telenor до сих пор активно избегает диалога на эту тему. Мы считаем, что слухи о возможной смене гендиректора «Киевстар» инициировал Telenor, и эта информация не более чем провокация. Telenor пытается настроить топ-менеджмент «Киевстар» против нас.
— Если после решения Верховного суда Украины у вас появится больше полномочий при выборе президента компании, будете ли вы инициировать продление срока пребывания Игоря Литовченко?
— Да, разумеется. Только что эту историю мы прошли в «ВымпелКоме». Когда норвежцы пытались уволить Александра Изосимова.
— Почему ему продлили контракт только на два года?
— Мы все, включая самого Изосимова, пришли к выводу, что сейчас так поступить будет наиболее целесообразно. Через два года обстоятельства могут поменяться, но если через два года Александр Изосимов будет так же необходим компании, то его контракт будет продлен. Норвежцы, несмотря на выдающиеся достижения «ВымпелКома», голосовали против. То, что компания развивалась быстрее всех своих конкурентов, их не интересовало. Норвежцы испытывали очень личную неприязнь к «товарищу потерпевшему» (г-ну Изосимову — Ред.), поэтому активно голосовали против продления его полномочий.
— Какие действия предпримет Altimo, если Верховный суд Украины вынесет решение не в пользу компании?
— Давайте поговорим об этом 4 октября. Сейчас было бы неправильно комментировать дальнейшие действия Altimo. Мы уверены, что судьи Украины достаточно квалифицированы, чтобы разобраться в юридических тонкостях устава компании «Киевстар».
— Telenor обвиняет вас в давлении на суд путем использования всех институтов власти. На днях депутаты от БЮТ и НУ обратились в СБУ и Высший совет юстиции с требованием привлечь к ответственности судей, которые отменяли свое решение по делу акционеров «Киевстара».
— У нас есть основания полагать, что Telenor использовал коррупционные методы воздействия на решение Высшего хозяйственного суда, принятое 28 июня. Мы провели множество консультаций с разными юридическими структурами, и все они в один голос говорят, что это решение сомнительное. Юристы подтвердят, что такого циничного решения суд высшей юрисдикции еще не принимал. Для юридического сообщества это — очень наглый и вызывающий факт.
Консультации проводились и с представителями Верховной Рады. Народные депутаты — будь-то представители БЮТ, Партии регионов или других политических сил — видят несправедливость принятого решения, ведь суд высшего уровня не должен допускать таких правовых коллизий, таких ошибок. Поэтому не думаю, что своими запросами депутаты пытались каким-то образом повлиять на решение Верховного суда. Их запрос касается только судей Высшего хозяйственного суда, которые принимали решение.
— Telenor утверждает, что согласия можно было бы достичь, если бы вы не игнорировали собрания акционеров и Совета директоров, начиная с 2004 года.
— Совет директоров «Киевстар» юридически нелегитимен, посещая его заседания, мы бы нарушили закон. Что касается собраний акционеров, — да, какое-то время мы на них не являлись. Весь конфликт как раз в том, что мы не 10%-ный миноритарий, нам принадлежит 43,4% акций «Киевстар». И при этом наше единственное право — просто не являться на собрания. Других прав у нас нет. Если мы присутствуем, то автоматически превращаемся в «кивал» (согласно уставу «Киевстар», кандидатуры топ-менеджеров компании выдвигает Telenor, а второй акционер должен принять предложения. — Ред.). Мы использовали свое единственное право, чтобы влиять на политику и на бизнес компании. «Киевстар» тратит миллионы долларов по договорам найма менеджеров (с норвежцами — Ред.), с которыми мы абсолютно не согласны. Мы считаем, что нас обворовывали на ежедневной основе, потому что эти норвежцы (топ-менеджмент «Киевстар» — Ред.) не стоят тех миллионов, которые им платили.
Мы всегда настаивали на том, чтобы менеджмент «Киевстар» стал более украинским. Единственную кандидатуру, которую нам удалось отстоять в топ-менеджменте компании, — это генеральный директор компании Игорь Литовченко. Все остальные — норвежцы. И мы категорически против этого.
— Продолжая тему финансов. Бюджет «Киевстар» еще не утвержден?
— Нет. Но мы и так знаем, что Игорь Литовченко не будет тратить деньги налево и направо.
— Может ли строиться ваше дальнейшее партнерство с Telenor в «Вымпелкоме» и «Киевстаре», несмотря на нынешний конфликт вокруг украинского оператора?
— Мы не отвергаем никаких вариантов. Но, учитывая все происходящее сейчас в наших отношениях, мы не видим возможностей для дальнейшего стратегического партнерства с Telenor. Получается, что для норвежцев развитие компаний в России, Украине, Казахстане – дело десятое.Норвежцы думают лишь о развитии компании Telenor. Возможно, сама компания Telenor — очень хорошая, но в ней есть текущий менеджмент, который крайне циничен и готов использовать любые средства для достижения своих целей. Для них цель оправдывает любые средства. С такими людьми и такой стратегией у нас нет будущего, потому что мы заинтересованы в развитии тех компаний, где мы являемся акционерами.
— Не проще ли вам в таком случае обменяться активами? «Вымпелком» достаточно удачно вышел на украинский рынок.
— Мы обязательно рассмотрим такой вариант (смеется). «Вымпелком» в Украине развивается согласно бизнес-плану. И это опровергает заявления Telenor о том, что оператор потратил деньги зря.
— О вашем проекте своеобразного «евразийского Vodafone». Исходя из вышесказанного, можно ли сделать вывод, что вы не рассматриваете Telenor как возможного партнера?
— Мы рассматриваем любые варианты. Telenor — это компания, у которой есть акционеры. Основной акционер — правительство Норвегии. И все разговоры должны вестись только между акционерами. С менеджментом Telenor вести диалог слишком сложно. Это наша достаточно принципиальная позиция.