Кабельщики отбились от еще одной лицензии. На подходе — следующая
Вчера ВР проголосовала за президентские правки в Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Украины (относительно сферы телекоммуникаций и использования радиочастотного ресурса)», избавив операторов кабельного ТВ от дополнительной, четвертой лицензии. Вместе с тем на подписи у Президента лежит еще один закон — «О телевидении и радиовещании» — которым ту же самую лицензию снова могут «повесить» на кабельщиков.
Напомним, 30 ноября 2005 г. парламент принял Закон «О внесении изменений и дополнений…», вводящий необходимость лицензирования услуг кабельного телевидения. Украинские объединения кабельщиков (Союз кабельного телевидения и Ассоциация операторов кабельного телевидения и телеинформационных сетей.— Авт.), а также Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания тут же обратились к Президенту Виктору Ющенко с просьбой наложить вето на данный закон. Дескать, он вводит лицензирование «кабельных» услуг Национальной комиссии по регулированию связи (НКРС), что может привести к двойному лицензированию (поскольку, по действующему законодательству, лицензирование осуществляет Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания).
Глава государства отозвался на критику кабельщиков и ветировал этот закон, вернув его в парламент с рядом замечаний. Вчера ВР их учла и приняла измененный текст документа.
Как сообщил «ЭИ» директор подразделения внешних связей и правовых вопросов компании «Воля» Константин Грицак, необходимость лицензирования услуг кабельного телевидения в новом варианте исключена. Обновленной редакцией закона в «Воле» довольны. «Мы положительно расцениваем этот факт,— отметил г-н Грицак.— Во всем мире этот вид деятельности не лицензируется, так что Украина идет в правильном направлении».
Как объяснил вице-президент Союза кабельщиков Александр Янчук, сейчас у кабельных операторов и так есть три лицензии: лицензия Нацсовета на перечень программ, которые транслируются в кабельной сети; лицензия НКРС на эксплуатацию и техобслуживание; и лицензия на строительство кабельных сетей. «Если введут еще одну — это будет кошмар»,— возмущался он. А юрист Нацтелерадио Дмитрий Назаренко добавил, что дополнительное лицензирование противоречит ст. 14 Закона «О телекоммуникациях», в которой ясно сказано, что лицензия Нацсовета — единственный и достаточный документ для вещания (по закону от 30 ноября, ветированному Президентом,— далеко не единственный и явно недостаточный.— Авт.).
Константин Грицак, в свою очередь, заметил, что сегодня украинское законодательство вообще не предусматривает лицензирования услуг кабельного телевидения. «Никакой лицензии Нацсовета не существует,— подчеркнул он.— Возможно, кто-то из кабельщиков ее и получает, но для нас ее просто не существует. Выдача таких лицензий — превышение полномочий Нацсовета, по которому давно тюрьма плачет». В Нацсовете в ответ на обвинения г-на Грицака «ЭИ» заявили, что «при действующем законодательстве это (необходимость лицензирования кабельщиков.— Авт.) спорный вопрос».
Стоит добавить, что, приветствуя последние изменения в ЗУ «О телекоммуникациях» (принятые вчера.— Ред.), представитель «Воли» высказал резкую критику в адрес изменений в ЗУ «О телевидении и радиовещании», которые таки вводят необходимость лицензировать услуги кабельщиков (соответствующий закон принят ВР 12 января 2006 г.— Авт.). «Исключив эту необходимость в одном законе, ее могут ввести другим,— пояснил он.— Мы выступаем против этого. Сейчас документ находится на подписи у Президента, и мы надеемся, что он будет последовательным и ветирует и эти изменения».