Киберпанком по японским мангам

25 июля 2007, 18:04
no image

Лучше всего в Украине продаются европейские комиксы, хотя модная молодежь любит японские манга

Сегодня и завтра желающие еще могут попасть на выставку IV Международного фестиваля рисованных историй, комиксов, манга, BD, анимации «КомМиссия 2005», которая проходит в Киеве с 21-го по 25 июня. А мы, побывав на выставке и налюбовавшись экспонатами, поинтересовались, насколько сегодня выгоден бизнес на детском увлечении, которым болеют многие взрослые.

В Киев организаторы выставки привезли работы 65 самых ярких из 312 авторов, принимавших участие в московском фестивале «КомМиссия 2005». Глаза гостям все пять дней услаждают рисованные истории всех стилей, уши — диджеи России и Украины. Естественно, европейским комиксам соответствует нечто вроде скрэтч-хип-хопа, а японским манга и аниме — саундтреки к мультикам, в том числе к культовому «Унесенные призраками». Есть в программе и «международный проект «ДАОГОПАК» (Япония — Украина — Россия) — комиксы и аниме-сериал о тайном боевом искусстве украинских «ниндзя» — запорожских казаков». Барышни из фан-клуба аниме и манга Crystal Power устроили костюмированное шоу с песнями из культовых аниме на японском.


Авторы комиксов охотно раздавали автографы, проводили мастер-классы и рассказывали об особенностях своего творчества. Например, москвич Константин Комардин представил свой киберпанк-альбом «Сайтополис. Сети подземелья» про то, во что превратится московское метро в далеком будущем. Правда, ни полуроботы-чистильщики, ни бойцы «фиолетовых беретов», ни даже сам диспетчер (попросту компьютер, управляющий системой метро) в его истории не кажутся страшными. Г-н Комардин признался «ЭИ», что его киберпанк, скорее, похож на «детские ужастики». Да и вообще на выставке нет по-настоящему страшных комиксов — здесь больше иронии и самопародий.


«Мы считаем, что комиксы — это девятый жанр искусств (древние греки признавали восемь видов, назначив на каждый по ответственной музе. — Авт.), и стараемся развивать его, где только возможно», — заявил журналистам один из продюсеров фестиваля «КомМиссия» в Киеве Макс Прасолов (агентство креативных технологий «Креаген»).


Председатель оргкомитета фестиваля «КомМиссия» Хихус (арт-союз «Люди мертвой рыбы», Москва) признался, что комиксами «заболел» еще в школе, так как вырос на популярном в 80-е французском «Пифе». Рисовал истории про «квадратного дурака» учителя Кипяткова, за что и был наказан прототипом оного. Однако на европейских комиксах художник не остановился, а поехал в Японию изучать тамошние манга и аниме.


Японцы сделали практически невозможное, за 20 лет превратив манга и аниме в мировой тренд, подчеркнул г-н Прасолов. Правда, атташе посольства Японии, посетившая выставку, ограничилась раздачей улыбок и не ответила, какую долю японского экспорта занимают комиксы и мультики про большеглазых сверхдевочек, роботов и покемонов.


Вопрос, какие комиксы в России и Украине продаются лучше, г-н Хихус воспринял с улыбкой: по его мнению, особо выгодным бизнесом российские и украинские рисованные истории пока не стали. «Смешно говорить, что продается лучше. Сплошной самиздат, художники скидываются и издают свои книжки сами», — подчеркнул он.


«Издатели, решившие продавать рисованные истории, находят сбыт с большим трудом. Во-первых, почти нет каналов распространения, во-вторых, люди не знают, как к этому относиться», — согласился с Хихусом Макс Прасолов. Он считает, что популярность комикса зависит не от стиля, в котором он нарисован, а от самой истории. Поэтому художник должен быть немного режиссером-альтернативщиком, добавил он. Кстати, наверное, поэтому рядом с роботами на выставке присутствует проект мэтров анимации Александра Курляндского и Вячеслава Котеночкина «Дети «Ну, погоди!» и вполне шпионский «Сталин против Гитлера-2» Алексея Липатова.


По словам участников и организаторов фестиваля, на все СНГ пока есть всего один журнал рисованных историй — киевский «К9», на который «и рисуют все художники».


Главный редактор журнала комиксов «К9» Алексей Олин признался «ЭИ», что из трех существующих сегодня школ рисованных историй (японской, американской и европейской) на украинском рынке лучше всего продаются американские комиксы («Люди Х», «Человек-паук» и так далее). Кибербанк и японские аниме популярны в более узких кругах «продвинутой» молодежи, общающейся в интернете. Из японского очень быстро разлетались только тиражи «Унесенных призраками», при этом аниме по продолжению этого же сериала и по новому супермультику уже не пользуются таким бешеным спросом. А украинские и российские авторы, рисующие для «К9», предпочитают европейскую школу комикса.


Г-н Олин добавил, что в предвыборную кампанию ему «пару раз предлагали» издавать политические комиксы и компьютерные игрушки, но издательство отказалось печатать политику. «Было пару довольно забавных комиксов с Ющенко-супергероем — в оранжевом комбинезоне, с большой буквой «Ю» на груди, с Януковичем-роботом, но они у нас не вышли», — сказал г-н Олин. Он не исключил, что и к выборам-2006 получит похожие предложения.


 

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи