Обнародованный журналом Forbes список заставляет не только порадоваться доходам Анджелины Джоли, но и обратить внимание на гендерное неравенство в вопросах оплаты творческого труда.
На этой неделе Forbes назвал десятку самых высокооплачиваемых актрис. На первой строчке Анджелина Джоли с $33 млн. Сказка «Малефисента» выйдет на экраны только в 2014-м, но свои $15 млн. за роль колдуньи актриса уже получила, чем обеспечила себе лидерство.
На втором месте – Дженнифер Лоуренс ($26 млн.), недавно получившая «Оскар» за фильм «Мой парень — псих», известная также по «Голодным играм» и комиксу «Люди Х: Первый класс». На третьем – звезда «Сумеречной саги» Кристен Стюарт ($22 млн.). Далее в списке – Дженнифер Энистон, Эмма Стоун, Шарлиз Терон, Сандра Буллок, Натали Портман, Мила Кунис и Джулия Робертс.
Sex в большом кино
Забавно, что в списке 15-ти самых богатых вымышленных персонажей всего две женщины, и одна из них – сыгранная когда-то Анджелиной Джоли Лара Крофт. Она на 12-м месте. А на 14-м – Мэри Кроули из сериала «Аббатство Даунтон». Налицо финансовая дискриминация по половому признаку. Сравнение женского и мужского списков самых высокооплачиваемых актеров (последний был обнародован две недели назад) — тому подтверждение.
Роберт Дауни-мл, самый высокооплачиваемый актер-2013, заработал за год $75 млн. — против $33-х млн Анджелины Джоли. Совокупный годовой доход десяти самых дорогих мужчин — $464 млн. Десять женщин из форбсовского списка наскребли за год лишь $182 млн.
Если судить только по этим десяткам, разница – вопиющая: женщины в кино зарабатывают на 60,8% меньше мужчин. В мире гендерный разрыв в оплате труда составляет 30% (таковы данные организации «ООН-Женщины»). В Украине женщины получают на 29,5% меньше мужчин, в США – на 19%, в Евросоюзе – на 16,2%.
Нельзя сказать, чтобы дискриминацию в оплате актерского труда обнаружили только десятки этого года. Вернемся с калькулятором в 2012-й: мужчины заработали $361,5 млн, женщины — $197,5 млн, разница — 45,4%. И в 2011-й: мужчины – $375 млн, женщины — $218 млн, разница – 41,9%. Разрыв не такой катастрофический, как в 2013-м, но все равно сильно превосходит общемировую статистику. К тому же, разрыв растет.
Звезды — как люди
Голливуд помешан на борьбе за равенство и не приемлет никакой дискриминации — ни по половому признаку, ни по национальному, ни по цвету кожи. И что же в итоге? На 20 героев мужского и женского списков самых высокооплачиваемых актеров только один темнокожий, Дензел Вашингтон — да и тот на предпоследнем месте.
Но он на своем предпоследнем – с $33 млн годового дохода. Ровно столько же у Анджелины Джоли на ее первом. Таким образом, если бы составлялась смешанная десятка по доходам — в нем была бы только одна женщина. Да и та, по правде говоря, богиня.
В вопросе гендерного равенства в оплате труда Голливуд — позади планеты всей. Как же так? Вопросов больше, чем ответов.
Эксперты говорят о том, что в последнее время прямая дискриминация все больше маскируется под личный выбор женщин. Дескать, женщины чаще предпочитают заботу о детях и семье полной рабочей неделе. Женщины равнодушнее мужчин к карьерным успехам. И легко идут на компромиссы, соглашаясь на зарплату поменьше, если она компенсируется близостью офиса к дому и коллективом, приятным во всех отношениях.
Казалось бы, все это про клерков, а не про людей творческих профессий и небожителей. Разве бывают актрисы без карьерных амбиций, жаждущие не высоких гонораров, а обустроенного дома и сытой семьи? Бывают!
Возьмем, например, Гвинет Пэлтроу. В киносериале о Железном Человеке она играет роль его подружки Пеппер Поттс. Роль эффектная, но очень небольшая. В итоге исполнитель Железного Человека Роберт Дауни — на вершине списка кинобогачей, а Гвинет Пэлтроу вовсе нет в десятке.
Гвинет Пэлтроу прямо заявила: она намерена сниматься только в одной картине в год и только во второстепенных ролях, поскольку не желает, чтобы двое ее детей выросли без нее, а их школьное расписание конкурировало с ее съемочным. Отвлекают ли Гвинет Пэлтроу от киноиндустрии бытовые хлопоты? Еще как! Актриса замечательно готовит – не только на страницах своих кулинарных плит, но и у реальной плиты.
Кстати, у половины актрис из списка самых высокооплачиваемых пока нет ни мужей, ни детей, которые бы мешали карьере. А еще две — Сандра Буллок и Шарлиз Терон — своих детей усыновили, не тратя время и внешность на беременность (а также на поиск мужчины своей мечты и построение с ним отношений).
Еще говорят, что у мужчин лучше выходит договариваться о достойной зарплате на старте отношений с работодателем. Железный Человек — снова тому подтверждение. Рассказывают, что Роберт Дауни, выбивший у компании Marvel (которая славится своей прижимистостью) гонорар в $50 млн. за «Мстителей», потребовал повысить и гонорары своим коллегам по съемочной площадке.
Разумеется, кое в чем виноват и зритель. Экспериментально установлено, что потребитель на 19% чаще чувствует себя удовлетворенным, если его обслуживает не женщина, а мужчина (точнее — белый мужчина).
Кинопродюсеры не могли проигнорировать этот факт. Сейчас пора так называемых «летних блокбастеров» — фильмов, которые снимаются за сотни миллионов долларов и зарабатывают, если повезет, в разы больше. «Железный человек-2», «Человек из стали», «Тихоокеанский рубеж», «Война миров Z», «Одинокий рейнджер», «Россомаха: Бессмертный». Во всех главные герои (часто они еще и титульные) — мужчины.
Знаете что? Две кинопремьеры этой недели — недорогие по голливудским меркам фильмы. Да и по половому признаку — не «летние блокбастеры». Это «Вооружены и опасны»: там в центре сюжета – копы в юбках в исполнении Сандры Буллок и Мелиссы МакКарти. И «РЭД-2»: здесь мужскую звездную бригаду в составе Брюса Уиллиса, Энтони Хопкинса и Джона Малковича легко затмевают Хелен Миррен и Кэтрин Зета-Джонс.
Оба фильма – смешные и милые. Можно начать борьбу с гендерным неравенством с себя и получить удовлетворение от игры перечисленных актрис.
Автор: Наталья Кандаурова