Фильм итальянца Паоло Соррентино о том, что жизнь представляет собой бесконечную шумную болтовню с проблесками не смысла, но красоты, длится невыносимые два с половиной часа и местами выглядит умопомрачительно красиво.
«Великая красота» вообще полна простых и доходчивых метафор, а часто герои и вовсе не стесняются прямо озвучить банальности о мироустройстве и человеческой жизни. Содержание — не самая сильная сторона этого кино. Режиссер и автор сценария Паоло Соррентино старательно, но не слишком изобретательно высмеивает римское высшее общество (старики выкидывают коленца на дискотеках — и прямо там получают очередную порцию ботокса в лоб и губы), современное искусство, религию.
Фильм прекрасно обходится без сюжета. Его главная ценность – снятые оператором Лукой Бигацци красоты Рима, а также пиджаки и шляпы главного героя.
Джеп Гамбарделла (Тони Сервилло) с размахом отмечает 65-летие и впадает в уныние, не находя ответов на самые простые вопросы: кто он и куда пришел? У него блистательное прошлое. Двадцать лет назад он имел успех со своим первым и последним романом, а теперь пишет заметки для снобского журнала, возглавляемого редакторшей-карлицей.
Прошлого достаточно для того, чтобы жить безбедно: у Джепа роскошная квартира с видом на Коллизей и огромной террасой, где устраивается передохнуть стая фламинго. Но слишком мало, чтобы испытывать удовлетворенность по отношению к настоящему и энтузиазм по отношению к будущему.
Европа переживает очередной закат, и герои фильма чувствуют это на собственной шкуре: камера бесцеремонно фиксирует их глубокие морщины, отец аппетитной стриптизерши сообщает, что ей уже за 40, а сама она признается, что все свои деньги тратит на поддержание тела в приемлемом агрегатном состоянии.
Из ночных клубов для престарелых, где звучит современное умца-умца, герой бежит в римские палаццо и на просторные улицы древнего города (глотки свежего воздуха акцентируются звучащей за кадром академической музыкой), но настоящее настигает его в виде сверкающего лимузина и едва не переезжает.
Соррентино сравнивают с Федерико Феллини, а «Великую красоту» — со «Сладкой жизнью». Автор сделал все возможное, чтобы эти сравнения были неизбежны. А заодно, подчеркнуто раскланявшись с корифеем, застраховался от обвинений во вторичности.
Фильм Соррентино — одновременно пародия на киноклассику и на жизнь. Не столько остроумная и оригинальная, сколько визуально эффектная. Здесь в лучшем порядке выстроены не лучшие слова, а лучшие кадры и планы, так что в результате все равно имеем поэзию.
Вам понравится, если: как и главный герой, вы полагаете, что скорбеть о бессмысленности жизни лучше всего в красивых интерьерах и дорогих пиджака, подбирая выражения при этом так же виртуозно, как нагрудные платки.
Вам не понравится, если: вы равнодушны к итальянской мужской моде и к итальянской киноклассике.
Мнение: «Этот переполненный странных чудес и западающий в душу фильм, официально выдвинутый от Италии на «Оскар», — сардоническая усмешка по поводу современности и томная скорбь об ушедшем. В этой печали есть все, что зовется поэзией в кинематографе», – Кайл Смит, New York Post.
Важно знать:
— «Великая красота» в этом году претендовала на Золотую Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.
— Это уже четвертый фильм, который актер Тони Сервилло и режиссер Паоло Соррентино сняли вместе.
— Художница, у которой главный герой берет интервью, повторяет перформанс Марины Абрамович «Расширение в пространстве»: раздевается донага и врезается набегу в каменную колонну. Да и высказывается это героиня вполне в духе бабушки современного перформанса Марины Абрамович.
Автор: Наталья Кандаурова