В Каннах закончился 69-й самый авторитетный кинофестиваль в мире.
Каннский кинофестиваль, главный в «большой тройке» (Канны, Венеция, Берлин) и «номер первый» среди мировых киносмотров, последние годы борется с тем, чтобы не превратиться в пародию на самого себя. Когда-то он занимался тем, что продвигал артхаусное кино в массы – ведь благодаря его репутации фильмы-призеры автоматически закупали прокатные компании более сотни стран, и обладатели главных наград, помимо славы, получали еще и гарантированную прибыль. Этот двойной выигрыш был настолько привлекателен, что самые признанные артхаусные режиссеры торопились закончить свой новый фильм в такие сроки, чтобы успеть представить его на каннский кинофестиваль.
Однако, как это всегда бывает, даже самыми благими намерениями, если следовать им слишком долго, согласно известной поговорке, вымощена дорога в ад. Постепенно Канны превратились в нечто вроде слёта ветеранов артхауса, которые выстраивались в очередь за получением наград. Более того, в аналог советской непотопляемой «номенклатуры» превратилась и международная журналистская тусовка, аккредитованная на фестивале – знающая вся и всех и заранее предсказывающая его итоги.
Но, к счастью, фестивальное жюри состоит не из кинокритиков, а из профессионалов, делающих кино. А им время от времени надоедает следовать правилам – особенно, когда председателем жюри становится особо неординарная личность. Так, например, было в 2008 г., когда фестивальный синклит под руководством Квентина Тарантино отдало Золотую пальмовую ветвь документальному фильму Майкла Мура «Фаренгейт 9/11».
В этом году ареопаг каннских мудрецов возглавил человек не менее колоритный – австралиец Джордж Миллер, который в 70 лет снял фильм настолько драйвовый, что, казалось, съемками руководил юный поклонник стимпанка и компьютерных гонок. Речь, конечно, идет о ленте «Безумный Макс: Дорога ярости», получившей шесть «Оскаров». В результате каннское жюри под руководством 70-летнего Миллера присудило главный приз Каннского кинофестиваля, вопреки ожиданиям прессы, картине «Я, Дэниэл Блейк» 80-летнего Кена Лоуча.
Человек, несведущий в кино, может спросить, нет ли здесь чего-то вроде «заговора пенсионеров»? Но на самом деле британский режиссер Кен Лоуч – человек не менее драйвовый, чем Миллер. Но только по-своему. В то время, когда его сверстники занимались «искусством для искусства», он делал социальное кино, которое на заре его карьеры кто-то из кинокритиков назвал «реализмом кухонной раковины». То есть снимал то, что на самом деле интересно миллионам зрителей, которых совсем не волнуют фильмы о, к примеру, кинорежиссерах, находящихся в «творческом кризисе». Им бы таких, как они сами, подавай.
И Лоуч в очередной раз снял такой фильм. Его получившая уже вторую для этого режиссера Золотую пальмовую ветвь лента рассказывает о плотнике Дэниэле Блейке, которому врачи из-за возрастной болезни сердца запрещают заниматься привычной профессией. Обратившись в систему социального обеспечения, пожилой работяга вдруг обнаруживает, что она, вопреки логике, предназначена не для таких как он. Тут надо ориентироваться в компьютерных файлах, уметь порхать пальцами по клавишам клавиатуры – а его руки привыкли только к молотку. И плотник Блейк вдруг понимает, что в его родной Англии, которую когда-то называли «мастерской мира», он никому не нужен.
Впрочем, совершив неожиданный поступок, который каннская тусовка встретила в зале недовольным гулом, жюри опомнилось и второй по значимости приз Каннского кинофестиваля присудило в полной гармонии с тусовкой. Гран-при за фильм «Это всего лишь конец света» получил канадский режиссер Ксавье Долан. Ему всего лишь 27 лет, но он снял уже несколько фильмов, что неудивительно – отец-актер выпихнул сына на съемочную площадку в качестве модели для рекламного ролика в четырехлетнем возрасте. Так что Ксавье в кино уже больше двадцати лет, за которые снимает фильмы то о непростых взаимоотношениях матери с сыном, то о транссексуалах.
Герой его фильма, получившего Гран-при – молодой писатель, который в юности покинул родительский дом из-за того, что там не приняли его нетрадиционную сексуальную ориентацию, и сейчас вернулся в него сообщить о том. что он неизлечимо болен. Сценарий основан на пьесе Жан-Люка Лагарса, который умер от СПИДа в возрасте 38 лет. К слову, сам режиссер, как сообщает всезнайка Википедия – «открытый гей, который неоднократно высказывался о необходимости преодоления проблем гомофобии в мире». Так что тут всё в тренде.
Награды за лучшую режиссуру получили сразу два фестивальных любимчика – француз Оливье Ассаяс за фильм «Персональный покупатель», который не так давно привозил в Киев свой предыдущий фильм «Зильс-Мария» (кстати – см. выше – о том, как снимается кино), и румын Кристиан Мунджиу. Румынский режиссер уже был в 2007 г. обладателем «Золотой пальмовой ветви» за фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня», рассказывающий о том, насколько опасно было делать нелегальный аборт в Румынии времен Чаушеску. Однако, как следует из его новой картины «Бакалавриат», не легче жить и в Румынии современной.
Героиня «Бакалавриата», девушка из простой провинциальной семьи, должна сдать экзамен на бакалавра, что дает ей возможность учиться в Англии и подняться вверх по социальной лестнице. Однако накануне экзамена она подвергается попытке изнасилования и проваливает испытание. Похоже, что кинематограф Восточной Европы традиционно остается для Старого Света поставщиком «чернухи».
Призы за лучшие мужскую и женские роли в полном соответствии с принципами политкорректности (хотя, возможно, это случайное совпадение) получили актеры из стран третьего мира – иранец Шахаб Хоссейни и филиппинка Жаклин Хосе. Оба – за участие в социальных драмах отечественного производства. Хоссейни – за главную роль в иранском фильме «Коммивояжер», главный герой которого двадцать месяцев искал работу. Хосе – за филиппинский фильм «Мама Роза», где она играет мать четырех детей и хозяйку убогой кондитерской в бедном районе Манилы.
Так что можно констатировать, что в Каннах этого года, приняв неожиданное главное решение, в остальном решили не рисковать и соответствовать едва ли не всем модным на сегодняшний день политкорректным трендам. Но все-таки, что вселяет надежду, всех сделал плотник Дэн.