Стиль жизни

Новая музыка для нового фестиваля

На сцене международного фестиваля Equi Jazz Fest, который прошел неподалеку от Киева, выступил выдающийся джазовый пианист и композитор, 22-х кратный обладатель премии «Grammy» Чик Кориа (Chick Corea) со своим новым проектом Chick Corea Trio. Также, на сцене феста прозвучала музыка известных украинских джазовых музыкантов, что сделало программу разнообразной и насыщенной.

Фестиваль открывала певица Лаура Марти, исполнив свои авторские композиции и музыку коллег по ансамблю — пианистки Натальи Лебедевой и контрабасиста Максима Гладецкого. Компанию артистам составили старожилы киевской джазовой сцены — гитарист Владимир Лихошва и барабанщик Валерий Волков. Выразительные мелодии, глубокий вокал и экспрессивное исполнение Лауры, виртуозные и яркие импровизации в сочетании с тонкими аранжировками стали очень достойным началом для нового джазового ивента.

К слову, главный герой вечера Чик Кориа в компании коллег очень внимательно и заинтересованно слушал выступление артистов, искренне аплодируя после некоторых соло. При этом знаменитый музыкант знакомился с украинским джазом не из вип-зоны, а запросто стоя возле ограждения из баннеров, мимо которого курсировала разношерстная и нарядная публика, очевидно не признавшая хэдлайнера в лицо.

Следующим номером программы стало выступление одного из самых популярных украинских джазовых музыкантов, самобытного гитариста Энвера Измайлова. Артист традиционно выступал соло, исполняя композиции в стиле этно-джаза в собственной оригинальной технике, благодаря которой в свое время он привлек большое внимание ценителей импровизационной музыки из разных стран.

Виртуозная игра обеими руками на грифе, благодаря которой гитара порой приобретает звучание, близкое к тембру восточных струнных инструментов, использование мотивов крымско-татарской музыки, вплетение знакомых цитат из популярных песен и неожиданные повороты создаваемой прямо в процессе игры композиции – все это неизменно вызывает отклик аудитории и делает каждое выступление неповторимым.

К моменту выхода на сцену хэдлайнеров фестиваля зал концертного холла был практически полон — как и следовало ожидать, часть публики подтянулась ближе к кульминации вечера. Для нового проекта Чик Кориа привлек известного израильского контрабасиста, композитора и вокалиста Авишаи Коэна (Avishai Cohen), который сам неоднократно был хэдлайнером крупных международных джазовых форумов. Партию ударных исполнил молодой, но уже успевший громко заявить о себе ударник Маркус Гилмор (Marcus Gilmore), правнук легендарного барабанщика Роя Хайнеса (Roy Haynes). Чик Кориа, вышедший на сцену в желто-голубом шарфе, представил молодого коллегу как прекрасного музыканта, который гармонично дополнил его новый состав.

Трио исполнило авторские произведения Чика Кориа и Авишаи Коэна, причем некоторые из них были впервые представлены именно на киевском концерте, а одну из пьес Коэн специально сочинил для выступления в Украине. В результате тандема двух столь ярких композиторов, возник уникальный музыкальный диалог, а каждое импровизационное соло превращалось в полноценную композицию. Само собой, все выступление хэдлайнеров сопровождалось овациями зала, а Кориа в свою очередь, между поклонами, снимал все происходящее на камеру смартфона, и судя по всему, тоже остался доволен концертом.

Еще одной фишкой «Equi Jazz Fest» стала выставка-продажа виниловых пластинок, как выпущенных недавно, так и раритетных. Стоимость колебалась от 600 до 1000 грн. за новые издания, а цена музыкального антиквариата зависела от возраста и уникальности экземпляра. Так, одному меломану удалось приобрести оригинальную пластинку Билли Холидей, о чем он с нескрываемой радостью рассказывал всем встречным, готовым оценить «улов».

Организаторы ивента, который проходил на концертной площадке Equides Concert Hall, расположенной в загородном конно-спортивном клубе, явно постарались сделать мероприятие статусным с элементами элитарности. Поэтому среди публики можно было встретить как постоянных посетителей джазовых концертов и фестов, так и одетых в стиле дресс-кода красных дорожек завсегдатаев вечеринок в стиле «лакшери».

Впрочем, еще лет 10 назад джаз так и воспринимался широкой публикой – музыка не для всех, дорого, сложно, не совсем понятно, зато престижно. При этом, во всем мире многие джазовые фестивали давно стали мульти-жанровыми демократичными ивентами, да и программная политика медленно, но верно менялась в сторону расширения стилистического диапазона. Нередко на джазовых форумах можно услышать этническую, электронную, инди- и альтернативную музыку (к примеру, в этом году на юбилейном 50-м фестивале Montreux Jazz Festival в Швейцарии выступила группа Muse).

Это позволяет расширить аудиторию, а джаз, который никогда не был коммерческой музыкой, способной успешно и прогнозируемо зарабатывать, не заставляет организаторов становиться альтруистами и работать себе в ущерб. Да и сами джазмены охотно идут на сотрудничество с представителями других жанров и стилей, экспериментируя в поисках новых форм и идей. С другой стороны, некоторые фестивали, как например, львовский Alfa Jazz Fest, придерживаются исключительно джазового направления.

Каким будет Equi Jazz Fest в дальнейшем — покажет время, так как, по словам автора идеи и организатора фестиваля Олега Германа, фестиваль будет проходить ежегодно. Сейчас же, благодаря Equi Jazz Fest у ценителей джаза была редкая возможность услышать выдающихся музыкантов мирового уровня, уже вошедших в историю джаза, а у украинских артистов — выступить с ними на одной сцене.

 

kondakova