Кинорецензия. «Не угаснет надежда» — еще одна история о старике и море

17 января 2014, 16:51
no image

Фильм не столько оригинальный, сколько трендовый. Незадолго до того, как один на один со случайностью и стихией вышел Роберт Редфорд, сами себя спасали герои «127 часов», «Гравитации», «Жизни Пи».

«Каждый персонаж должен чего-то хотеть. Хотя бы стакан воды», — наставлял авторов коротких рассказов Курт Воннегут. С фундаментом у очень короткой истории молодого режиссера Джея Си Чендора все в порядке. Его единственный и безымянный герой будет хотеть именно воды.

Пресной, посреди Индийского океана, где яхта моряка-любителя травмировалась об упавший с грузового корабля контейнер с детской обувью (это чтобы вы сразу поняли, что кино не столько про выживание, сколько про путь) — и вот теперь ему самому, оставшемуся без связи с землей, приходится подкреплять свои надежды на спасение ловкими действиями.

С фасадом тоже все отлично: упрямо движется в сторону если не суши, то хотя бы ближайших морских транспортных перекрестков 77-летний Роберт Редфорд. Автор преднамеренно ничего не сообщает нам о своем герое. Но украшенные перстнями руки холеного старика, его небольшая, но плотно упакованная яхта ясно дают понять, что в море он отправился не за пропитанием, а за адреналином, на который и напоролся. Экономные эмоции и скупая мимика, которыми славится Редфорд, пришлись этому сюжету как нельзя кстати.

А вот самому сюжету не помешало бы быть пощедрее да поэмоциональнее. Чендор слишком увлекся своим минималистичным концептом. Режиссер явно побрезговал кинематографическими штампами, но именно они могли бы дать и пространство для маневра Редфорду, и удовольствие от ощущения тревоги, сочувствия — зрителю.

Когда же мы не знаем даже того, какая Пенелопа ждет нашего Одиссея на берегу, мы сохраняем такое же ледяное спокойствие, как и тонущий герой картины. А спокойствие — это не то, за чем ходят в кино.

В фильме есть блестящие моменты, которые объясняют чувства героя без слов: вместо того, чтобы поддаться панике или впасть в отчаянье, он ужинает, пользуясь вилкой и ножом, и тщательно бреется. И эффектные символические кадры — например, с напоминающим материнскую утробу надувным спасательным плотом, дрейфующем в океане.

Но сценарий не дает никакой возможности восхититься героем. Нам не показывают вдруг оживших инстинктов. Или блестящего ума. Просто он был отличником на курсах вождения для яхтсменов. Ну, а насколько весело провести полтора часа наедине с отличником, вы и сами догадываетесь.

Вам понравится, если: вы мечтаете о приключениях и интересуетесь теорией выживания. Редфорд дает отличный мастер-класс на эту тему, демонстрируя навыки, знания и оснащение, с которыми, похоже, можно выбраться живым и из заварушек посерьезней. Кажется, лишь законы драматургии и многочисленные античные мотивы, требующие среди прочего и вмешательства злонамеренной судьбы, вынудили персонажа Редфорда спасаться слишком долго и мучительно. В реальности у человека с его опытом шансы на скорое спасение были бы повыше.

Вам не понравится, если: вы не любите экшн со слишком заметной примесью метафизики, а также если больше крепкой актерской игры и благородных морщин на породистом лице цените бойкие диалоги и непредсказуемый сюжет.

Мнение: «Можно говорить, что это «Жизнь Пи» без животных, можно — что морской вариант «Гравитации»; в любом случае, ситуация «человек против океана» в культурной традиции, разумеется, куда старше голливудских хитов. И все мы примерно представляем, как это будет, — лодка даст течь, пресная вода закончится, подплывет акула, корабль пройдет мимо и так далее. Что не делает каждый новый опыт менее захватывающим — мало кому проще сопереживать, чем человеку, изо всех сил пытающемуся выжить», — Станислав Зельвенский, afisha.ru.

Важно знать:

— В фильме снялся один-единственный актер, зато в продюсерах значатся 17 человек.

— В сценарии картины нет диалогов, однако он растянулся на целых 32 страницы.

— Фильм «Не угаснет надежда» снимался в гигантских бассейнах, которые были построены еще для съемок кэмероновского «Титаника».

— Роберт Редфорд был номинирован за роль в «Не угаснет надежда» на «Золотой Глобус» (хоть статуэтку и не получил), а вот вчера, во время объявления номинантов на «Оскар» его имя не прозвучало вовсе. Сам актер грешит на то, что фильм плохо рекламировали.

— В фильме «Иеремия Джонсон» (1972) Редфорду уже приходилось выживать в одиночку – в тот раз атаки индейцев и гризли его герой отражал в горах.

— Оригинальное название фильма, вышедшего у нас с титулом «Не угаснет надежда», — прямо противоположное: All Is Lost — «Все пропало».

— Предыдущим фильмом режиссера Джея Си Чендора был «Предел риска». В нем многочисленные звезды, от Кевина Спейси до Деми Мур, без умолку тарахтели — об акциях, инвестициях, падении рынков. И, как и в «Надежде», тоже пытались удержаться на плаву, несмотря на разворачивающуюся за выходящими на Уолл-стрит окнами финансовую бурю 2008 года. 

— Сейчас в украинском прокате идет еще один немой фильм: совсем без диалогов  членовредительствуют герои в фильме «Мебиус» Ким Ки Дука.

hope1 Економічні новини

hope2 Економічні новини

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи