Актриса Мари-Кристин Барро почти неизвестна украинскому зрителю, но ее хорошо знают на родине — во Франции. Зато имя ее мужа, известного режиссера Роже Вадима, несомненно, слышал каждый. Именно эта женщина стала последней супругой легенды французского кино. В апреле она посетила Киев, исполнив, таким образом, мечту своего мужа, который всегда хотел приехать на землю своих предков.
Вопрос: В рамках Французской весны в Украине вы приехали в Киев представить картину режиссера Брюса Ковена «Искусство фуги». Почему приняли приглашение приехать в нашу страну?
Ответ: Есть две причины. Мне очень понравилось работать с режиссером Брюсом Ковеном. Его картина имела немалые трудности во время выхода на экраны. Перипетии длились около двух лет. И когда Брюс попросил меня поехать с ним в Киев, я сразу согласилась.
Вторая причина — личная. Я была замужем за известнейшим режиссером, сценаристом и поэтом Роже Вадимом. Его настоящее имя — Вадим Игоревич Племянников. У него русские корни, а его родители были киевлянами. Они уехали за границу в 1924 г. и завершили свою жизнь в Варшаве. До последнего дня Роже Вадим говорил мне, что мы поедем в Киев вдвоем. Увы, его мечта не сбылась… Но я воплотила ее за нас двоих.
В: Что успели посмотреть в нашем городе?
О: Несмотря на то, что времени было мало, в первый же день успела поездить в киевском метро. Оно очень глубокое, вовсе не такое как в Париже! На длинном эскалаторе мне было даже страшновато… Еще побывала в Киево-Печерской Лавре, на Софиевской площади, посмотрела центр города.
В: Вы в Украине впервые?
О: Я была в Одессе, участвовала в музыкальном круизе. У меня остались прекрасные впечатления от этого города.
В: Во Франции вы больше известны как театральная актриса. В каком театре работали? Где сейчас выступаете?
О: Свою карьеру я начинала на театральной сцене. Окончила Национальную школу театра. Но вся моя жизнь связана с телевидением, театром и кино. Ныне я не часто появляюсь на экране: когда актриса стареет, ей меньше дают ролей в кино. Сейчас режиссеры приглашают сниматься немолодых актрис из-за тех ролей, которые они играли много лет назад. Сегодня я больше театральная актриса: 4-5 раз в неделю играю на сценах разных театров. Я не репертуарная актриса: участвую в антрепризах не только во Франции, но и по всему миру. Иногда сама являюсь идейным вдохновителем того или иного проекта.
В: Как Вы пришли к профессии актрисы?
О: Не могу сказать, что представляла с детства кинематограф, как свое место работы, что мечтала о большом экране и о том, чтобы быть на месте красивых актрис. В детские годы я не так часто посещала кинотеатр. Но всегда хотела читать тексты, то есть, стать театральной актрисой. А кино пришло в какой-то момент.
В: Кто для Вас является примером идеальной актрисы?
О: Актрисы, которые снимались у легендарного шведского режиссера Ингмара Бергмана.
В: Вы работали с разными известными режиссерами. Можете сравнить уровень французского (европейского) кинематографа в годы вашей молодости и современного?
О: Я бы не сказала, что есть существенная разница между режиссерами, съемочным процессом. Но сейчас ощущается нехватка денег на проектах. К примеру, съемки картины «Искусство фуги», которую мы презентовали в Киеве, были запланированы на десять недель, но пришлось сократить до пяти из-за нехватки бюджетных средств. Поэтому, нынче задача №1 — поиск финансов на реализацию проектов.
Что касается режиссеров, я начинала свою карьеру с режиссером Эриком Ромером в картине «Ночь у Мод» (1969 г.). Он не очень известен в Украине, но это величина во Франции. От работы с ним до встречи с Вуди Алленом, который представляет американскую школу и вообще специфический режиссер, я не чувствую разницы.
В: Вы снимались в картине В.Аллена «Воспоминания о звездной пыли» (1980 г.). Какие у вас остались впечатления?
Я была просто очарована. Это гений, искренний, добрый и нежный. Как режиссер, он работает очень быстро. И я бы сказала, что Вуди Аллен — представитель не американского кинематографа, а «вудиалленовского», который уникален в мировом масштабе. У него интересная методика работы: он делит бюджет фильма на три части. 2/3 финансов — сразу запускает в производство, а 1/3 оставляет на будущее, чтобы все переделать.
В: Как вы повстречали с Вуди Аллена?
О: Это был 1976 г., после моих съемок в картине французского режиссера «Кузен, кузина», который имел большой успех в США. За роль в нем я была номинирована на кинопремию «Оскар». Для роли в фильме В.Аллена требовалась актриса европейского типа, и он пригласил меня.
В: Вы прожили с Роже Вадимом двенадцать лет, снимались у него. Родился ли на сегодняшний момент второй Роже Вадим либо кто-то приближающийся к его уровню?
О: У Роже Вадима я не снималась много, в основном, это были телевизионные проекты. Мы встретились, когда ему уже было шестьдесят лет. Я не знала Роже Вадима в эпоху большого кинематографа, когда он открыл всему миру звезду кино Брижит Бардо и снимал научно-фантастические фильмы, не имея таких масштабных средств, как у теперешних режиссеров. У него был широкий полет фантазии, артистизма. В свою эпоху он был предвестником, опережал своих коллег-режиссеров и весь киномир. Сейчас мне сложно назвать имя такого человека. И не потому что я возвышаю Роже Вадима.
В: Несомненно, Вы пересматривали фильмы периода карьерного подъема Роже Вадима. В каких его картинах видели себя как героиня? Где хотели бы сняться, если бы встретились с Роже Вадимом в молодости?
О: Роже Вадим любил женщин, их свободу и независимость. Возможно потому, что его мать была независимой женщиной — воспитывала сына сама и воспитала в нем любовь к женской свободе, что прослеживается во всех его отношениях. Если бы я встретила Роже Вадима раньше, конечно, хотела бы сняться в его знаменитых картинах. Но это не образы Брижит Бардо в первых фильмах.
Одна из лучших картин Роже Вадима – «Опасные связи» (по роману П.Шодерло де Лакло), вышедший на экраны в 1959 г. Хотя я не вижу там конкретной роли для себя. Фильм «Добыча» (по роману Эмиля Золя), который зрители увидели в 1966 г. с Джейн Фонда в главной роли — самый хороший для меня женский образ. Этот трагический образ страдающей женщины мне хотелось бы сыграть. А еще предложила бы Роже Вадиму стать режиссером моего фильма. Очень известный литератор Нина Берберова (родом из России), написала роман «Аккомпаниатор». И я собиралась купить права на сценарий и производство фильма. Но не удалось.
В: Когда Вы поженились с Роже Вадимом, ему было — 62 года, Вам — 46 лет. Расскажите о Вашей первой встрече. Как сейчас это вспоминаете?
О: Это была настоящая история любви. В тот момент, когда мы встретились, оба уже были в зрелом возрасте. Я пережила многое: муж, дети, немало творческих и личных перипетий. А Роже Вадим был известен всему миру своими любовными историями. Наша встреча произошла во французском городе Коньяк, на ежегодном Фестивале детективных фильмов, где мы оба состояли в жюри. Встреча была неожиданной, но словно предписанной изначально. И никто из нас уже не интересовался детективами. Главное — то, что мы встретились.
В: Чем Вас поразил Роже Вадим, как человек?
О: Первое, что привлекло мое внимание — это его невероятное умение слушать. Он давал возможность людям говорить и быть выслушанными. Он слушал всех: молодых, пожилых, опытных и не очень, на улице и съемках. Роже Вадим мог понравиться кому угодно. Еще он был невероятно мягким человеком, чувствительным: в нем присутствовал русский, славянский шарм. И, конечно, его невероятный голос, шарм — не подлежат сомнению.
В: Вы поддерживаете отношения с предыдущими женами Роже Вадима?
О: Его бывших жен я называю своими сводными сестрами. Стараюсь общаться со всеми, особенно поддерживаю отношения с предпоследней супругой – Катрин Шнайдер (единственная из жен — не актриса, дочь стального магната). Мы постоянно видимся, она тоже живет во Франции. С Катрин Денев порой встречаемся, но она еще довольно востребована в кино. С Джейн Фонда и Бриджит Бардо видимся редко. Первая находится далеко, в США, а вторая — «плохо стареет» (в плане характера). К слову, на похоронах Роже Вадима были все его экс-супруги.
В: Жалеете, что у вас нет общего ребенка с Роже Вадимом?
О: Никогда не переживала по этому поводу. На момент встречи с Роже Вадимом, у меня было двое своих детей, а у него — четверо. Сейчас у меня шестеро внуков. Если бы мы встретились лет на десять раньше, несомненно, у нас были бы общие дети.
В: Все знают Роже Вадима как прекрасного режиссера. А каким он был в быту?
О: Все мировые СМИ трубили о том, что Роже Вадим слыл гулякой, ловеласом, мачо и женщины, которые жили с ним, подтверждали это. Когда мы начали жить вместе, купили дом в горах, и Роже Вадим никогда не уезжал из дому без меня. Он очень любил готовить, был настоящим кулинарным мастером. Все десять лет нашего брака мы прожили в домашней, интимной обстановке. Когда я играла в театре, он даже не всегда приходил на спектакли. Зато всегда ждал меня дома с ужином и приглашал моих коллег-артистов. Он был хозяином домашнего очага.
В: Вы работали с Роже Вадимом на съемочной площадке. Насколько было комфортно с ним, как с режиссером? Забывал ли он, что вы — его супруга?
О: Я была невероятно поражена его режиссерским мастерством в телевизионных проектах. Он быстро находил решение режиссерских задач и этим восхищал всех людей, работающих с ним. Все обожали работать с Роже Вадимом, и я никогда не чувствовала никаких сложностей на съемках. Это было счастье — работать с ним.
Единственный момент: он всегда опаздывал на съемки. А я, как актриса, должна приходить заранее (нужно еще сделать грим, прическу, надеть костюм). А ассистент режиссера присылала за нами одну машину, так как мы жили вместе. Я постоянно кричала на Роже Вадима за то, что он опаздывал, но он только улыбался в ответ.
На съемочной площадке Роже Вадим обходился со всеми одинаково. Я же, со своей стороны, ощущала удвоенную ответственность: как актриса и, как жена. За двенадцать лет совместной жизни, наша любовь была настолько явной, что радовала всех окружающих. Где бы мы не появлялись вдвоем, люди получали невероятное удовольствие от абсолютного согласия между нами.
В: Назовите самые счастливые дни либо эпизоды в вашей жизни.
О: Если говорить о жизненных эпизодах, то это тот момент, когда я узнала, что впервые стану мамой. Тогда я была еще очень молодой и училась в театральной школе. Я не ходила, а порхала по земле! Ну и, конечно, встреча с Роже Вадимом и двенадцать лет жизни с ним. Это было невероятное счастье!
В: Как он делал предложение руки и сердца: банально или это был целый спектакль, срежиссированный Мастером?
О: Когда мы встретились на кинофестивале в городе Коньяк, между нами не было никаких отношений. Но после его окончания мы уехали вместе отдохнуть на три дня. И он мне сказал тогда: «Когда я влюбляюсь в женщину, хочу влюбляться до конца. Чтобы она была со мной». Сначала я подумала, что он сумасшедший. Ведь мы встретились на склоне лет. Какая любовь в этом возрасте?
К тому же, мы оба не были одиноки. У него были отношения с женщиной из США. Меня связывали отношения, длившиеся десятилетия. Но мы понимали, что эта встреча изменит все. Несколько месяцев встречались, пока не разорвали отношения с прежними половинками. И стали жить вместе.
А два года спустя Роже Вадим сказал: «Мы поженимся». У меня уже было одно замужество, и я была против повторных. Но, когда услышала предложение из его уст, сразу растаяла и сказала: «Да!» Потом была торжественная церемония в мэрии. Роже Вадиму было очень важно устроить праздник и сказать всем окружающим: «Это моя женщина, я ее люблю, и она будет моей супругой».
В: В нашей беседе Вы неоднократно упоминали о счастье. Что оно значит в Вашем понимании?
О: Это не какой-то момент или самый сильный эпизод жизни, а некий ансамбль всего, что прожил человек. Каждый день я спрашиваю себя, иду ли я по тому пути, которому хотела. Пока все совпадает: это и есть счастье, во всяком случае, для меня.
Беседовала Татьяна Омельченко