Стиль жизни

Илико и Нино Сухишвили: «Наш танцевальный почерк не спутаешь ни с чем»

Национальный балет Грузии «Сухишвили» имеет всемирную славу, а руководит им уже третье поколение династии Сухишвили-Рамишвили. Мы пообщались с внуками легендарных основателей грузинской феерии танца. Сначала с Нино Сухишвили-младшей, генеральным директором балета, а затем — с Илико Сухишвили-млажшим, художественным руководителем и главным хореографом ансамбля.

Нино Сухишвили-младшая

Вопрос: Вы сознательно пришли в мир танца?

О: Ответ: С детства мы с братом Илико занимались танцами, но это было на любительском уровне. Родители критично относились к нашим артистическим задаткам и никогда не втягивали силой в свою профессию. Но гены решили все за нас, и танец стал смыслом жизни. Вначале я работала в ансамбле «Сухишвили» ассистентом художника по костюмам, затем главным дизайнером и параллельно стала танцевать.

Мое первое выступление состоялось во Франции. Я провела на сцене двенадцать лет, потом начала помогать родителям в управленческих делах и прошла путь от менеджера до руководителя ансамбля. Мы с Илико — наследники династии Сухишвили, но родители никаких поблажек нам не делали. Ведь, наша фамилия уже стала брендом. Как говорила моя бабушка Нино Рамишвили: «Путь к вершине славы не так сложен, как суметь оставаться на ней».

В: Приходилось ли Вам танцевать в паре с младшим братом Илико? Сложно работать с родственником?

О: Лишь один раз. На юбилее ансамбля мы исполнили свадебный танец. С Илико недолго поработали вместе, потому что у нас разница в возрасте восемь лет. Вообще, с родственником работать легко и тяжело одновременно.

В: Как давно Вы не танцуете? Тяжело было уйти со сцены?

О: Не танцую уже семнадцать лет, из-за травмы. У всех танцоров есть проблемы с коленями и связками. Уход не был для меня трагедией: я осталась в ансамбле, но уже в другой ипостаси. Конечно, скучаю по танцам… Но для друзей всегда с удовольствием танцую: в Грузии, ни один праздник не обходится без зажигательной музыки. Раньше любила исполнять изысканный свадебный танец: роль невесты мне очень нравилась.

В: В Вашем ансамбле более сотни человек. Каким образом пополняется состав? Есть ли возрастной ценз?

О: Танцорам от 17 до 37 лет, среди них есть семейные пары. Молодая смена воспитывается в хореографической школе-студии ансамбля, с восьми лет. Гастролируем не всегда полным составом: все зависит от программы выступления и размера предоставленной сцены. Минимальный состав участников — 45 человек.

В: Много времени уходит на пошив нарядов, и какие самые ценные из них?

О: Раритетными являются несколько нарядов, сделанных в 1950-1960-х годах. Мы их бережем и постоянно реставрируем. Все костюмы шьем из натуральных дорогих тканей (шелк, шерсть, лен), с применением ручной вышивки, росписи или аппликации. Иногда костюм шьется за несколько дней, а порой целый месяц.

В: Если бы не сложилась карьера в балете «Сухишвили», кем бы Вы стали?

О: Мое хобби — керамика, мне нравится работать с глиной. Очень люблю рисовать и, признаюсь, у меня есть вторая профессия. Так как занимаюсь дизайном костюмов, я окончила Академию художеств. Все наряды к новым танцам в постановке брата — мои.

В: Правда, что Вы обитаете в США?

О: Я живу в Тбилиси, но часто наведываюсь в Америку: там мое концертное агентство и муж-бизнесмен Зураб.

В: В Грузии, главенствующий — мужчина. В Вашем союзе брата и сестры, кто кому дает советы?

О: Все танцевальные вопросы решает Илико, а в выборе сценических костюмов доминирует мое мнение. Но мы всегда советуемся. В личную жизнь друг друга не вмешиваемся: хватает творческих споров. Вообще, минус профессии артиста — недостаток личного пространства. Искусство очень ревнивое, требующее всецелой отдачи. Мне повезло, что супруг понимает специфику нашей профессии.

В: В Тбилиси создан Музей Сухишвили. Какие экспонаты там хранятся?

О: Музей открыт при нашем офисе. В нем масса подарков, преподнесенных бабушке с дедушкой, маме и папе известными мировыми персонами, перед которыми они танцевали. Иранский шах в 1943 г. подарил бабушке Нино драгоценный браслет, а деду — дорогую шкатулку. Король Швеции презентовал дедушке уникальные наручные часы.

В: С кем из современных известных персон Вы лично знакомы?

О: Встречалась со многими звездами мирового кино, композиторами и музыкантами, президентами. Счастлива, что судьба меня свела с Майей Плисецкой, Михаилом Барышниковым, английской принцессой Анной, Жераром Депардье, Аленом Делоном, Джеральдиной Чаплин.

В: Сугубо женский вопрос: в чем секрет неувядающей красоты грузинок?

О: Грузинские женщины выделяются своим достоинством. Роль хорошей супруги и матери делает женщину привлекательной, ведь внешняя красота недолговечна и быстро увядает. Главное — внутренний стержень. Кавказские женщины отличаются яркой внешностью, с огнем в глазах.

Илико Сухишвили-младший

Вопрос: Что, на Ваш взгляд, легче: руководить или танцевать?

Ответ: Уже 16 лет не выхожу на сцену в качестве танцора: трудно заниматься двумя делами одновременно. Мне 44 года — возраст, когда нужно уходить со сцены, к сожалению. Увы, годы не те, чтобы отработать целый концерт. Лучше вовремя уйти, чем терять квалификацию у всех на глазах. К тому же, танцевальное и балетное искусство сопряжено с травмами, и я не исключение. Танец для меня — не просто профессия, а жизнь, ведь я с детства на сцене. Хороший танцор, несомненно, неплохой организатор и постановщик. Это можно совмещать, но для меня лучше заниматься хореографией танцев и воспринимать их со стороны. К примеру, не могу во время выступления сидеть в зале в качестве зрителя и наблюдаю только из-за кулис.

В: Правда, что в Вашем коллективе строгий «сухой закон»?

О: Профессия требует. После концерта танцорам позволено выпить лишь немного пива — для расслабления мышц.

В: С какого возраста Вы начали выступать на сцене?

О: В двенадцать лет состоялось мое первое выступление на большой сцене в Будапеште, на фестивале «Seget». Это был «Танец наездников». Я так сильно волновался, что не видел перед собой ни ярких софитов, ни зрителей!

В: У Вас есть любимые танцы?

О: Нравится классическое направление: древнейший грузинский танец воинов «Хоруми» и «Илоури», посвященный основателям балета «Сухишвили».

В: Что составляет успех танца: музыка, костюмы, пластичность, техника, артистизм?

О: Одно не может существовать без другого, только в единстве. Но костюмы шьются под типаж музыки. Колорит грузинских танцев зависит от региона: горские не сравнить по темпераменту с черноморскими. Но танцевальный почерк Сухишвили не спутаешь ни с чем — в искусстве это очень важно.

В: Какую музыку Вы предпочитаете слушать?

О: Я работаю не только с фольклорной музыкой, но и с джазом, модерном, степом, авангардным танцем. Музыку слушаю разную: электронную, регги, блюз, рэп. Но одноразовую попсу не жалую.

В: В грузинских танцах ярко выражено почетно-трепетное отношение к женщине. Нынче такие примеры, увы, большая редкость. Как думаете, почему сейчас отношение мужчин к женщинам стало легкомысленным?

О: Еще несколько веков назад из-за женщин проводились дуэли. К примеру, в грузинском свадебном танце «Simdi», у мужчин длинные рукава («chokhas») костюма. Раньше мужчина не имел права прикасаться к незамужней даме голыми руками — это традиция. К сожалению, сейчас трепетное отношение к даме можно увидеть разве что в танце. Может, сами женщины этого хотели…

В: Вам, как мужчине, ближе какой женский типаж: пугливая лань или воинственная амазонка?

О: Пугливая лань — точно не мой идеал. Главное, наличие мозгов! Естественно, визуальная красота приветствуется, но только этого тоже мало. Женщина должна уметь заинтересовать мужчину, чтобы с ней было приятно общаться.

В: Грузинки и украинки — очень разные?

О: Украинки чрезвычайно красивые, с летящей походкой. Такие девушки по тбилисским улицам сами не ходят, а в Украине их можно увидеть просто так. Особенно весной: выйдешь на Крещатик, и душа радуется.

В: Вне сцены Вы такой же горячий и темпераментный, как грузинские танцы или полный антипод?

О: Истинно кавказский темперамент, конечно, мне присущ. Но 90% моей личной жизни — репетиции и гастроли. У нас дружный коллектив, понимающий друг друга с полуслова. Даже, когда мы на отдыхе, все равно часто проводим время вместе и разговариваем о танце.

В: У Вас подрастает дочь. Она тоже вовлечена в семейное дело?

О: Дарья училась в хореографической студии, на отделении классического балета. Она сама так захотела. Дарико (имя на грузинский манер — Авт.) сейчас 22 года, живет в Тбилиси. Я не стану навязывать ей свою волю. Пусть решает свою судьбу сама.

В: Вас назвали в честь знаменитого деда, сестру Нино — в честь бабушки. Имя дочери тоже имеет свою историю?

О: Дарья по-грузински означает «солнечный день». К тому же, моя супруга была русской по национальности.

В: Известна дань семейным традициям в Грузии. Какие из них Вы соблюдаете неукоснительно?

О: Традиций много. Но мы стараемся следовать главному наставлению дедушки: «Сделать все, чтобы фамилия Сухишвили никогда не сошла с афиш».

В: В концертной программе есть танцы с саблями и кинжалами. Они настоящие? Вы владеете холодным оружием?

О: Сабли из настоящей стали, но ими нельзя пораниться. Кинжалы немного острее. Я довольно хорошо владею холодным оружием и даже коллекционирую его. Научился этому искусству в московском ГИТИСе, где моей специализацией было «сценическое движение» — фехтование, умение держаться в седле, исполнение трюков.

В: После учебы Вы сразу стали танцевать в ансамбле своего знаменитого семейства?

О: Поначалу работал в разных московских театрах. Вернулся в Тбилиси в 1992 г. и работал в местном ТЮЗе постановщиком. Не хотел сразу танцевать в ансамбле «Сухишвили»: комплексовал, что я сын знаменитых родителей. Решил сначала самоутвердиться и показать, чего стою без поддержки родителей. В коллективе начинал простым танцором, потом начал ставить новые композиции.

В: Вашим предкам стоя рукоплескали миланский театр «Ла Скала», нью-йоркская «Метрополитан-опера» и зрители 88 стран мира. В Вашу бытность, выступление на какой сцене считаете самым триумфальным?

О: Балет «Сухишвили» стал первым фольклорным коллективом, выступившим в театре «Ла Скала»: до сих пор наш рекорд не снят! За время моей работы в ансамбле мы танцевали на подмостках Римского оперного театра и Парижской «Бастиль-оперы», лондонского «Royal Albert Holl», знаменитой «Metropolitan Opera». Наше шоу на Бродвее в 1990 г. было признано лучшим. Гастролировали в Латинской Америке, Ливане, Сирии, Тунисе, Гонконге, Италии.

В: С кем из известных Вы танцоров дружите?

О: С ребятами из Ансамбля танца имени Павла Вирского и по возможности ходим на концерты друг друга. Был хорошо знаком со знаменитым российским хореографом Игорем Моисеевым.

В: На заказных мероприятиях, балет «Сухишвили» выступает?

О: Бывало. Перед первым официальным визитом в Грузию тогдашнего президента Украины Виктора Ющенко нам поступил госзаказ: поставить украинский танец. Это был сюрприз для украинской стороны. На торжественном банкете я познакомился с Ющенко лично.

В: Российско-грузинский конфликт повлиял на Ваши гастроли в России?

О: В октябре 2006 г. ансамблю «Сухишвили» отказали в выдаче российских виз. Политическая ситуация была не самая благоприятная. У нас много предложений из Российской Федерации, и с 2013 г. мы возобновили гастроли в России. Российские почитатели всегда принимали нас очень тепло, и я уверен, что политические игры не изменят их отношение. Искусство не должно страдать из-за политических амбиций! Политики развели Грузию и Россию по разные стороны баррикад, но у меня много друзей в Москве, Санкт-Петербурге. К тому же, дочь наполовину русская.

В: Вы не впервые в Украине и в Киеве. Любите наш город?

О: Безумно красивый город, приветливые люди, приятная атмосфера! Столица пропитана генетическим кодом Киевской Руси. Люблю колоритный Крещатик, Киево-Печерскую Лавру. Нравится украинская кухня, хотя она радикально отличается от грузинской. Украинский зритель всегда осыпал нас бурными овациями. Публика в зале, которая ценит искусство грузинского танца — лучший подарок!

Татьяна Омельченко