В украинском прокате — фильм Пола Верховена «Она» с Изабель Юппер в главной роли.
По логике событий они обязательно должны были встретиться в одном фильме – и они встретились. Правда, к этому времени режиссеру когда-то считавшемуся скандальным «Основного инстинкта» Полу Верховену исполнилось 78 лет, а Изабель Юппер, которая полтора десятилетия назад сыграла в получившей Гран-при Каннского кинофестиваля «Пианистке» Михаэля Ханеке героиню, «повернутую» на БДСМ — 63 года.
Но лучше поздно, чем никогда. Ну а попадание в основную программу Каннского кинофестиваля фильму было обеспечено изначально — хотя бы потому, что Юппер не только дважды получала приз в Каннах за главную женскую роль, но и возглавляла в 2009 г. жюри. И вполне возможно, что союз режиссера и актрисы случился не только из-за взаимной творческой симпатии, но и по бессознательному, расчету.
В принципе, сюжет фильма можно изложить в двух предложениях. Руководитель парижской компании, производящей видеоигры, Мишель, которую играет Юппер, в самом начале картины подвергается в собственном доме грубому сексуальному насилию с явной садистской компонентой. Всё остальное действие фильма посвящено тому, как она ищет насильника, находит его… и заводит с ним нечто вроде романа. Сюжетная канва фильма на этом, по сути, исчерпывается, чего не скажешь о его психологической и социологической подоплёке.
Пол Верховен начал свои исследования роли сексуальных патологий в жизни современного западного общества еще в 1992 г., сделав героиню своего «Основного инстинкта» психически нездоровой бисексуальной красоткой. И если бы автор этих строк не пересмотрел недавно «Основной инстинкт», то написал бы по старой памяти «в блестящем исполнении молодой Шерон Стоун». Но на самом деле сегодня «Основной инстинкт» смотрится как вполне заурядное кино, а игра Стоун — как любительские актерские ужимки провинциальной дивы. Да и с точки зрения откровенности сексуальных сцен фильм мог поразить, как сейчас понимаешь, только зрителя, привыкшего к целомудренному советскому кино.
«Она» — совсем другое дело. Изабель Юппер, в отличие от молодой Стоун — актриса, достигшая вершин профессионального мастерства, которая может блестяще сыграть всё, что угодно. Верховен за четверть века после «Основого инстинкта» тоже изрядно добавил в мастерстве. Поэтому «Она» смотрится вполне убедительно. Однако сугубо творческой стороной изменения в режиссерском подходе Верховена со времен «Основного инстинкта» не ограничиваются. Вторая их сторона – подразумеваемая режиссером и выполняющей его волю актрисой реакция зрителей на фильм.
В «Основном инстинкте» в 1992 г. зрителям скандальным казалось всё, а кадр, в котором Шерон Стоун, не надевшая белья, широко раздвигает, сидя на стуле, колени, был назван «самым шокирующим в истории кино». Сама главная героиня была почти с самого начала фильма представлена зрителю как свихнувшаяся еще в детстве убийца и сексуальная маньячка – персонаж явно придуманный. В «Пианистке» 2001 г., где Юппер играла похожую на свою будущую Мишель по психопатологическому профилю роль, зрителю представили уже вполне реальную (воспользуемся концептуальной терминологией «Плейбоя»), «девушку с соседнего двора», хотя и «девушку» сорока с лишним лет с целым набором сексуальных девиаций.
В новом фильме Верховена «окно Овертона» сдвинулось еще дальше. Сорокалетняя героиня «Пианистки» в исполнении Юппер нелюдима, боится мужчин и живет вместе с престарелой матерью, которая командует во всем, и потому странность ее сексуальной жизни особо не удивляет. Зато пятидесятилетняя героиня фильма «Она» в исполнении той же Юппер абсолютно социализирована. Она много лет управляет успешной фирмой, умудряется тайком от лучшей подруги благополучно спать с ее мужем, дает рациональные жизненные советы непутевому взрослому сыну и даже осуждает свою престарелую мать, которая завела молодого любовника. А ее сексуальные пристрастия — это ее личное дело, поскольку никак, за исключением финала фильма, не влияют на всю остальную ее жизнь и отношения с окружающими. Причем, в отличие от героини «Пианистки» обычный, без насилия, секс Мишель тоже по душе.
Возможно, Верховен даже мог и не объяснять странности Мишель тем, что сделал ее дочкой преступника, который в ее детстве за один вечер застрелил несколько десятков соседей по улице, а затем с ее помощью устроил дома пожар. На самом деле ее поведение и без такого бэкграунда выглядело бы в современном кино вполне логично. Как логичным было и то, что фильм отобрали в конкурсную программу самого престижного мирового кинофестиваля. Просто окно Овертона в киноискусстве сдвинулось еще немного, до остановки «Садомазоканн».
Автор Борис Стрехов