Создатель «Столкновения» и сценарист бондианы Пол Хаггис берет на себя функции Дэвида Копперфильда, рассказывая сложносочиненную историю об исписавшемся литераторе и еще десятке неблагополучных персонажей.
Первой и главной обязанностью кинорецензента считается умение воздерживаться от спойлеров. «Третья персона» — тот редчайший случай, когда спойлер ничего не портит и даже наоборот. Единственный способ получить удовольствие от этого странного, длинного, скучного и до поры непонятного фильма — узнать перед просмотром, что в финале зрителя ожидает головокружительный сюжетный финт, сообщают «Экономические Известия».
Ваш обозреватель смотрел «Третью персону» именно в ожидании финального фокуса — и остался вполне доволен. Автор фильма Пол Хаггис — не только режиссер, но еще и сценарист (с «Оскаром» за «Столкновение» и ворохом отличных рецензий на «Казино «Рояль»»). Его головоломка, в общем-то, незатейлива. Да Хаггис и сам, похоже, заинтересован в том, чтобы анонсировать сюжетный трюк. Спойлер есть на одной из афиш фильма и в оригинальном названии картины (ну-ка, вспоминайте уроки английской грамматики — что такое third person?). Однако трюк работает. И не только в том смысле, что зритель получает гарантированное удовольствие, сложив за пару секунд до титров паззл.
А происходит в фильме, по правде говоря, безобразие. В роскошном номере парижского отеля корпит над новым романом пулитцеровский лауреат (Лиам Нисон): книга у него не идет, зато к нему приехала молодая взбалмошная любовница (Оливия Уайлд). В это же время в Нью-Йорке работающая горничной актриса-неудачница (Мила Кунис) судится с мужем-художником (Джеймс Франко) за право видеться с собственным сыном. А в Риме обаятельный фэшн-шпион (Эдриан Броуди) за рюмкой лимончелло знакомится с цыганкой, которая намерена затащить его не то в постель, не то на тот свет.
От звезд в кадре не протолкнуться — чтобы разыграть пару коротких телефонных разговоров, на съемочную площадку призывают Ким Бесинжер. У половины героев заплаканные глаза, однако кадр столь глянцевый, а интерьеры и платья Оливии Уайлд столько впечатляющи, что выглядит кино не драмой, а романтической комедией. Эдаким ни к чему не обязывающим фильмом позднего Вуди Аллена, который полюбил снимать открытки о красотах и характерах мировых столиц.
По-прежнему видно, что Хаггис — мастеровитый сценарист и режиссер. Он виртуозно микширует параллельные сюжетные линии, диалоги местами очень хороши. И видно, что фильм не удался: форма не стыкуется с содержанием, а вдобавок все до единого актеры… не то чтобы плохо играют — они не на своем месте. Кажется, это худший пункт в фильмографии Хаггиса.
Фильм длинноват, так что приходится развлекаться еще и самоутешением. Ничего-ничего, он еще воспрянет, этот Хаггис. История кинематографа и не такие провалы знает. Вон Ридли Скотт, автор «Бегущего по лезвию» и «Чужого», вдруг изготовил слащавую, липкую, как десертное вино, комедию «Хороший год». А теперь ничего — снова зажигает, аки Прометей. Или Клинт Иствуд. Этот выдал однажды до неприличия слезоточивые «Мосты округа Мэдисон», а потом оклемался и снял обойму отменных картин. Включая «Малышку на миллион», «Письма с Иводзимы» и «Флаги наших отцов», сценарии к которым, между прочим, написал наш с вами Хаггис.
Но наступает развязка. Она такова, что, кроме решенной головоломки, мы имеем на руках еще и оправдательный приговор для Хаггиса. Оказывается, все недостатки фильма, которые так бросались в глаза, — преднамеренные. Фокус по большей части в этих огрехах и заключается. А теперь смотрите…
Вам понравится, если: на выходные вы не запаслись газетами с кроссвордами и ребусами.
Вам не понравится, если: вам мало от автора демонстрации холодного расчетливого ума, и вы хотите видеть еще и большое горячее сердце — увы, искры вы скорее найдете в соседнем зале на каком-нибудь мультике, чем в «Третьей персоне».
Мнение:
«После успеха «Столкновения» Хаггиса драмы с необъятными актерскими ансамблями, переплетением сюжетов, параллельным монтажом и слезливой музыкой нон-стоп стали сниматься в США в промышленных масштабах — и каждая из них претендовала на то, чтобы объяснить мир за два часа. Иммунная система кинематографа обезвреживала их, как могла: большинство таких фильмов не добирались ни до зрителя, ни для заветных наград. Тем не менее попытки не прекращаются — в собственную ловушку спустя почти десять лет угодил даже Хаггис», — Егор Москвитин, gazeta.ru
Важно знать:
— В этом фильме могли сняться Наоми Уоттс и Джуд Лоу.
— Премьера картины состоялась на кинофестивале в Торонто еще прошлой осенью. Продюсеры целый год медлили с широким прокатом. Опасения оправдались: в США фильм собрал всего лишь $1 млн. (там он был в прокате с июня по сентябрь 2014-го).
— В «Третьей персоне» четвертый раз появляются вместе на экране Джеймс Франко и Мила Кунис. Их предыдущие совместные выходы: «Безумное свидании», «Цвет времени» и «Оз: Великий и ужасный».