В украинских кинотеатрах начался показ французского фильма «Молодая кровь», прослеживающий судьбу «трудного подростка».
Имя режиссера «Молодой крови» Эмманюэль Берко почти неизвестно широкому украинскому зрителю. Зато во французской и европейской кинематографической тусовке она уже давно «свой человек» — еще в 2001 г. ее первый полнометражный фильм «Клеман» был показан в секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Режиссерский дебют, в котором Берко была также сценаристкой и исполнительницей главной роли, оказался удачным — 34-летняя Эмманюэль получила приз молодежного жюри. А в 2015 г. в тех же Каннах Берко праздновала победу дважды – как актриса она получила главную награду за роль в фильме «Мой король», а ее «Молодая кровь» открывала кинофестиваль.
И тут есть сразу несколько интересных обстоятельств. Во-первых, это был всего лишь второй случай за всю историю Каннского кинофорума, когда он начинался с фильма, поставленного женщиной-режиссером. Во-вторых, в последний раз фильм страны-хозяйки фестиваля открывал его в уже далеком 2005 г.. И, значит, было в «Молодой крови», на первый взгляд, обычной социальной драме, нечто такое, что заставило каннских организаторов сделать именно такой выбор. А поскольку на Каннском кинофестивале нередко главенствует социально-политический аспект, то о нем и поговорим. Тем более, что с чисто художественной точки зрения фильм «Молодая кровь» (La tête haute) почти безукоризнен.
Главный герой ленты, которого играет непрофессиональный актер и ровесник своего героя 17-летний Род Парадо, как уже было сказано — «трудный подросток» из неблагополучной семьи без отца и с абсолютно инфантильной и любвеобильной матерью, умственное и духовное развитие которой остановилось где-то в подростковом возрасте. Однако Малони (так зовут подростка) не становится в такой ситуации, как это нередко бывает, главой семьи вместо матери, а наследует ее непоследовательную детскую натуру — но уже в мужском варианте. На людях он дерзок, непредсказуем, агрессивен вплоть до опасности для окружающих — но, оставшись один, превращается из мачо в закомплексованного подростка, которому до слез (в буквальном смысле этого слова) жалко самого себя.
Собственно говоря, именно эта двойственность и составляет главную сюжетную основу фильма, пересказывать которую нет смысла – это просто перечень событий, обычных для каждого подростка (с той, правда, разницей, что Малони проводит свои годы в заведениях закрытого типа — уже не школах, но еще не тюрьмах). Главный интерес в том, что почувствует зритель, наблюдая разворачивающуюся на экране историю, поскольку тут можно предположить две противоположных точки зрения, условно говоря — мужскую и женскую.
Мужскую точку зрения, традиционную для европейского сознания уже многие сотни лет, за исключением последних десятилетий, кратко можно было бы выразить так — «чем больше с ними нянчишься, тем больше они наглеют». И зрителю с такой позицией смотреть фильм будет весьма некомфортно — ведь проступки Малони на протяжении всего экранного времени становятся всё более опасными для окружающих. А воспитатели (и в их лице все современное европейское общество) могут воздействовать на него лишь «добрым словом» — одна-единственная попытка физически дать сдачи напавшему Малони чуть было не заканчивается для мужчины-воспитателя юридическими последствиями.
Женская точка зрения, которую в фильме олицетворяет играющая роль судьи Катрин Денёв, заключается в том, что Малони надо не просто дать еще один шанс для перевоспитания, но и обращаться с ним как с несмышленышем, терпеливо снося все его капризы. С судьей солидаризируются и сотрудники показанных в «Молодой крови» закрытых учреждений для подростков, которые больше похожи на дома отдыха, чем на интернаты. (В фильме, кстати, сказано, что они обходятся налогоплательщикам в кругленькую сумму). Правда, в конце концов, и судья не выдерживает — и вместо очередного подросткового учреждения отправляет Малони в тюрьму, впрочем, ненадолго и в весьма комфортную камеру-одиночку.
Эммануэль Берко, судя по фильму, однозначно на стороне судьи. И организаторы Каннского фестиваля, всегда чутко чувствующие настроения европейской либеральной общественности, судя по тому, что выбрали именно этот фильм для открытия фестиваля — тоже. Тем интереснее, какова будет реакция украинского зрителя. Однако, учитывая, что большинство посетителей отечественных кинотеатров составляют ровесницы внешне весьма симпатичного экранного героя, они, скорее всего, будут на стороне героини Катрин Денев.
Автор: Борис Стрехов