В этом фильме Пирс Броснан, к сожалению, не носит смокингов и не пьет мартини, зато Ольга Куриленко изображает вполне бедовую «девушку в беде».
«Он в каком-то смысле напоминает Бонда, но лишенного гламура. Никаких дорогих тачек и костюмов, только суровая неприглядная работа», — так описывает Пирс Броснан своего героя Питера Деверо, отставного агента ЦРУ, вынужденного оставить пенсионерское ранчо в Лозанне и приехать в Москву, чтобы провернуть еще одно дело.
Этот разведчик совершенно напрасно избегает смокингов, скроенных Томом Фордом, и брезгует сесть в Aston Martin: как мы неоднократно убеждались на фильмах бондианы, такие вещи неплохо отвлекают зрителя от прорех в сценарии и беспомощной режиссуры. А в «Человеке Ноября» недостатков, нуждающихся в крепком гламурном прикрытии, предостаточно, вынуждены констатировать «Экономические Известия».
Деверо приезжает в Москву, чтобы вытащить свою бывшую любовь (разумеется, ее зовут Наталья). Она работает секретарем у высокопоставленного генерала, метящего в президенты России, и нашла у него в сейфе фотографии с компроматом. Но и на Деверо, и на Наталью уже натравили Мэйсона (Люк Брейси) — молодого спецагента, который несколько лет назад работал под руководством Деверо и провалил задание: не выполнил команду наставника — и в результате шальную пулю поймал ребенок.
Теперь Деверо вынужден воевать и с бывшим учеником, и с ЦРУ, и с русским генералом, горевать о погибшей Наталье и спасать от киллерши, чей нос еще страшнее ее навыков, сразу двух девушек — беглую проститутку, знающую о будущем российском президенте что-то особенное, и социального работника, когда-то опекавшего ее (Ольга Куриленко).
Вообще-то, история эта довольно запутанная. И при удачном стечении обстоятельств из нее мог бы выйти вполне эффектный шпионский детектив. Обстоятельства, казалось бы, складывались неплохо. У режиссера Роджера Дональдсона («Нет выхода», «Побег») имеется опыт в таких вещах, у Пирса Броснана — подходящая харизма, да деньги на пиротехнику кое-какие, кажется, имелись.
Но что-то пошло не так. Сценаристы пожалели остроумных реплик, режиссер поленился свести концы с концами, исполнители главных ролей решили, что им достаточно оставаться самими собой.
Хуже всего, что этот фильм не вызывает никаких сильных эмоций. Даже отрицательных. Тут есть клюква, но не в том количестве, чтобы вызвать оскомину. Все сюжетные повороты просматриваются уже на старте, но фильм от этого не превращается в сильнодействующее снотворное. И все-таки единственное чувство, которое он способен пробудить — недоумение: как же они все не умерли от скуки, снимая такое пресное кино?
Вам понравится, если: вы любите старомодное кино без всякой постмодернистской ретуши.
Вам не понравится, если: от шпионского кино вы ждете крутой головоломки, а не старых песен о главном.
Мнение: «Владимир Путин должен получить специальный «Оскар» в будущем году, на вручении наград Американской киноакадемии. После многих лет производства политических триллеров, пытающихся выдать арабов неопределенного гражданства и таких же «общих» бывших югославов за злодеев, господин Путин снова сделал холодную войну жизнеспособным устройством заговора. Да и сам стал прототипом», — Джон Андерсон в рецензии на «Человека Ноября» в The Wall Street Journal.
Важно знать:
— Пирс Броснан уже снимался у австралийского режиссера Роджера Дональдсона — в «Пике Данте» (1997).
— Положенная в основу сценария книга «Никаких шпионов» американца Билла Грейнджера (он написал целый цикл романов о Человеке Ноября) вышла в 1987-м, тогда как в фильме о второй Чеченской войне, начавшейся в 1999-м, и предшествовавшей ей серии взрывов жилых домов в России говорят, как о давно минувших событиях.
— Броснан вложился в приобретение авторских прав на книги Грейнджера, уже заявил о старте работы над сиквелом и надеется, что Человек Ноября (Питер Деверо) станет героем новой долгоиграющей франшизы.
— Фильм снимали в Сербии и Черногории, в Россию съемочная группа не заглядывала.
— В досье главного героя картины Питера Деверо указана дата его рождения: 16 мая 1953 г. Это реальный день рождения Пирса Броснана.