Стиль жизни

Кинорецензия. «Интерстеллар» — Кристофер Нолан вышел в открытый космос

Одни зрители аплодируют фильму на финальных титрах. Другие все три часа, что он идет, недоуменно жуют попкорн. Мнения критиков тоже разделились.

Зрелищное, загадочное, сложносочиненное, умное и душевное одновременно – Кристофер Нолан снял кино, которое украсило бы фильмографию многих других режиссеров. Но, учитывая, какую планку для самого себя он установил своими предыдущими работами («Мементо», «Бессонница», «Престиж», «Начало»), для него это почти провал. Вряд ли фиаско будет финансовым: у этого режиссера огромная армия поклонников, которую не распугаешь негативными рецензиями.

Впрочем, даже невысоко оценивший новое творение Нолана обозреватель «Экономических известий» рекомендует посмотреть «Интерстеллар». Во-первых, это красиво. Во-вторых, о премьерах такого масштаба надежнее всего иметь собственное мнение.

С Землею что-то происходит. Плесень пожирает остатки кислорода, из сельскохозяйственных культур пока не погибла только кукуруза, в воздухе висят пыль и предчувствие конца. Человечество покорно сложило лапки и не тратит силы на поиски спасения. Бывший космонавт Купер (Мэттью МакКонахи) и вовсе занят локальными проблемами: вдовец, он в одиночку воспитывает детей и тестя.

А тут еще в комнате у дочки завелся полтергейст, который нашептал ей координаты секретного центра NASA: там хотят прошвырнуться по соседним галактикам в поисках пригодной для эвакуации планеты и настойчиво предлагают Куперу возглавить экспедицию сквозь черные дыры и кроличьи норы ради спасения человечества. Он сказал: «Поехали!» Вместе с ним отравляется небольшая команда, включая дочку старого профессора, разработавшего амбициозный план (Энн Хэтэуэй и Майкл Кейн).

Актеры оскаровского калибра, адреналиновые космические приключения, невиданные пейзажи, научные головоломки — казалось бы, что тут могло пойти не так? Все. Кроме, пожалуй, музыки — ее написал Ханс Циммер, превзошедший сам себя. А также бортовых роботов — они тут, в отличие от режиссера, наделены каким-никаким чувством юмора. Впрочем, общей ситуации с трагическим отсутствием иронии это не спасает.

Вместо живых героев нам предлагают картонки. Талантливые актеры в результате то изъясняются целыми параграфами из учебников по физике, то вдруг понимают, что зачем-то же наняли именно их, а не кого-то помельче, и включают режим «на разрыв аорты».

Там, где надо показать что-то невероятное, немыслимое для рядового землянина, нам объясняют это на пальцах, повторяя раз семь подряд, чтобы дошло. Там, где надо бы объяснить, что это такое красивое сейчас происходит, и зачем, и как — просто врубают органную музыку (прекрасную, спору нет, но не заменяющую собой сюжета). Или спихивают все на робота, который изрекает что-то вроде: «А, землянину, живущему в другом измерении, этого понять не дано».

Если отключить безупречный саундтрек или поменять его на что-нибудь попсовое да прекратить заговаривать зрителю зубы наукообразной мутью (счастливчики, которые поняли, о чем там, вообще, вещают, разносят фильм пуще иных кинокритиков – говорят, от науки в этой фантастике остался пшик) — так вот, если убрать эти облагораживающие фильтры, мы получим «Армагеддон» Майкла Бэя, пафосный и глуповатый фильм, который не пнул только ленивый.

Но есть нюанс. В «Аргмагеддоне» есть что-то такое (возможно, это Брюс Уиллис), за что это кино можно любить, даже отдавая себе отчет, что оно — не шедевр. В «Интерстелларе» ничего подобного нет. Герои рыдают и обливаются драматическим потом из пульверизатора. Нолан потирает руки, предвкушая, как зритель еще пару месяцев после сеанса будет ломать голову над его задачками. А тебе хоть бы хны. Да и с чего бы? Здесь нет ни волчка, ни хотя бы котика. А называющие «Интерстеллар» мгновенной киноклассикой, прорывом в жанре космической фантастики и вершиной в творчестве Нолана, кажется, просто давно не пересматривали «Чужого» и «Бессонницу».

Вам понравится, если: вы не считаете пороками научной фантастики свинцовую серьезность, оглушительный пафос и декламирование стихов.

Вам не понравится, если: слова «голая сингулярность» вызывают у вас ассоциации отнюдь не с теорией относительности.

Мнения:

— «Иногда кажется, что… Нолану удалось польстить самолюбию миллионов, заставив их поверить, что они смотрят кино интеллектуальнее среднего блокбастера, а значит, вместе с ним возвышаются над стадом с попкорном из соседнего зала. Но штука в том, что кубик Рубика — не интеллектуальная игрушка, она только кажется такой. И нолановские фильмы — ни на йоту не умнее, чем кино про Тора. Они лишены юмора, структурно переусложнены и изобилуют туманными намеками на какие-то солидные абстракции. Но фундаментально это посредственно написанные, грубо снятые за огромные деньги боевики с пустыми героями и едва обозначенными идеями. Остальное — маркетинг, мастерски пущенная пыль в глаза. В случае «Интерстеллара» — целая пыльная буря (Станислав Зельвенский, afisha.ru)

— «Интерстеллар» пространен, грандиозен, парадоксален и требователен… Когда мы говорим о кино как зрелище, обычно подразумевается возможность выключить мозг, отсутствие идей и подтекстов, но, сколь бы зрелищен ни был «Интерстеллар», он не перестает требовать постоянного включения и рефлексии, порождая желание возвращаться к нему снова и снова. (Дэйв Кэлхоун, Time Out London)

Важно знать:

— Фильм длится 2 часа 49 минут.

— Он снят на пленку, включая 70 мм IMAX, но в 2D. 3D Нолан принципиально игнорирует.

— Бюджет картины составил $165 млн.

— Как обычно, сценарий Кристофер Нолан написал вместе со своим братом Джонатаном, а в его основе — труды астрофизика Кипа Торна, одного из главных в мире специалистов по теории относительности, гравитации и черным дырам. В одной из своих научных статей он доказывал, что построение машины времени не противоречит современным научным представлениям. Кип Торн значится одним из продюсеров фильма и даже ненадолго появляется в кадре (это он на фото внизу выводит на доске мудреные формулы). Научно-популярная книга Торна «Черные дыры и складки времени: Дерзкое наследие Эйнштейна» издавалась и на русском языке.

— Идея создания этого фильма принадлежит Кипу Торну. Это он обратился к Джонату Нолану по поводу написания сценария. В режиссерское кресло сначала пригласили Стивена Спилберга. Кристофер Нолан тогда был занят «Темным рыцарем».

— Съемки фильма проходили в строжайшей секретности: актеры не могли забирать с собой сценарий, а сюжет им не позволяли обсуждать не только с журналистами, но и с родственниками. Сюрприз есть даже в актерском составе. Надеемся, ваши друзья вам еще не разболтали, что внезапно в фильме возникнет (и вовсе не для одной реплики) знаменитый актер, оскаровский лауреат, о чьем участии в проекте вы и не подозревали.

— Первым зрителем фильма стал знаменитый астрофизик и популяризатор науки Стивен Хокинг. Нолан говорит, что Хокингу очень понравилось.

Наталья Кандаурова