Где в этом кино аферисты — в кадре или в титрах?
Сегодня ночью на церемонии вручения главной британской кинопремии BAFTA «Аферу по-американски» чествовали трижды. Дженнифер Лоуренс (на фото вверху) получила приз за лучшую женскую роль второго плана. Также были отмечены сценарий фильма и работа парикмахеров и визажистов (в категории «Прически и макияж» «Афере» проиграл даже «Великий Гэтсби»!). Заслуживает ли фильм американского режиссера Дэвида О. Рассела всех этих почестей и грядущих «Оскаров», выясняли «і».
На главную кинопремию мира «Афера» выдвинута в 10 номинациях — больше только у «Гравитации» (11), столько же — у «12 лет рабства». Из-за чего такой переполох?
В основе сюжета — реальная операция американских спецслужб. Агент ФБР Ричи ДиМасо (Брэдли Купер) мечтает выбраться из-под маминого крыла и прославиться. Для этого он завивает волосы на бигуди и строит план поимки причастных к коррупции политиков. Но для начала он берет с поличным парочку виртуозных любовников-аферистов.
Чтобы завербовать их себе в помощники для политического дела, которое и продвинет его на первые полосы газет. Аферист — это Ирвинг Розенфельд (Кристиан Бейл с настоящим жиром вместо кубиков пресса и фальшивой лысиной), который держит химчистки и приторговывает крадеными картинами, но основной его бизнес — выдача кредитов лузерам. Помогает ему стриптизерша, прикидывающаяся англичанкой со связями в финансовых кругах и посещающая деловые переговоры исключительно в платьях и блузках с декольте до талии (Эми Адамс).
Ситуацию осложняют и одновременно сильно приукрашивают следующие персонажи. Законная супруга мошенника Розенфельда (Дженнифер Лоуренс): внутри ее головы прибабах примерно такого же размера, что и снаружи. Мэр города с прической, как у Элвиса Пресли (Джереми Реннер), — симпатичный настолько, что даже неловко резервировать для него место в камере. Крутой мафиози-итальянец — разумеется, в исполнении Роберта де Ниро; само собой, с поддельной плешью на голове.
Итак, вы уже догадались, что фильм этот примечателен в основном завивками, укладками и париками в стиле 70-х. Однако на разнообразные премии его номинируют не только за достижения в области парикмахерского и бутафорского искусства. Взять хотя бы «Оскар». Категории — самые серьезные. Вплоть до фильма года.
Это восхитительно и уморительно! Какие платья, какие начесы! Все звезды жгут напалмом! Рядовые зрители, профессиональные критики, коллеги и конкуренты из кинематографа по большей части единодушны в своих восторгах. И они абсолютно искренни. Единственное, я не стала бы списывать успех картины на такие трудно поддающиеся изучению и измерению явления, как талант или магия кино. Тут дело в физике. А именно — в инерции.
Помните же, что это такое? Способность тел оставаться в состоянии прямолинейного движения в отсутствии внешнего воздействия. Простите, но в этот раз ни Дэвид О.Рассел, ни его любимые актеры не сделали ничего выдающегося. Да, они в свое удовольствие побесновались на съемочной площадке, но вряд ли это можно считать тем усилием, которое продвигает фильм к ошеломительному успеху и водопаду наград. Дело в усилиях, приложенных ранее.
В 2011-м «Боец» О.Рассела был номинирован на 7 «Оскаров» (получил два). В 2013-м «Мой парень — псих» — на 8 (получил одну статуэтку). Это были отличные фильмы. После них без воодушевления относиться к новым работам режиссера попросту невозможно.
К тому же «Афера по-американски» отнюдь не плоха. Жалко, она похожа не на фильм, снятый режиссером, которому есть, что сказать — и зрителям, и актерам, перед выходом к камере. «Афера» похожа на джем-сейшн с участием очень симпатичных людей. Разумеется, наблюдать за тем, как хорошие люди хорошо проводят время, — одно удовольствие. И требовать вдобавок к эффектнейшим дефиле еще и внятного высказывания, вдумчивого повествования — удел зануд. Ну, что же. Кто-то должен сделать и это.
А костюмы и прически в фильме и правда выдающиеся. 70-е заслуженно считаются самым уродливым десятилетием в моде прошлого века, но тут их реабилитируют с любовью и с огоньком.
Вам понравится, если: если вы готовы к тому, что в фильме про мошенников пудрят не мозги, а носы и скулы.
Вам не понравится, если: вы рассчитываете увидеть детектив, а не комедию, к тому же не слишком смешную.
Мнение: «Одурманивающий парад неудачников, считающих себя победителями, под горячий саундтрек ставит «Аферу по-американски» в один ряд со «Славными парнями» и «Ночами в стиле буги». Но это абсолютно оригинальное творенье», — Joe Neumaier, New York Daily News.
Важно знать:
— Режиссером «Аферы по-американски» мог стать Бен Аффлек.
— Дэвид О. Расселл рассказывает, что, появившись на съемочной площадке фильма, Роберт де Ниро попросту не узнал раскормленного и загримированного Кристиана Бэйл. Де Ниро отозвал в сторонку режиссера и деликатно поинтересовался, кто это только что с ним раскланялся.
— Бэйл набрал 18 килограммов, чтобы сыграть рыхлого увальня-афериста. Сущие пустяки по его мерками. Склонностью к перемене веса Бэйл знаменит не меньше, чем своей способностью имитировать разнообразные акценты. Для съемок в «Машинисте» он сбрасывал 24 кг, в «Бойце» — 14. А в промежутках наращивал гору мышц, чтобы изображать Бэтмена. «Это очень разнообразит сексуальную жизнь моей жены, — шутил Бэйл. — Каждый раз спать с новым парнем и при этом не чувствовать себя виноватой — чего еще желать?».
Кристиан Бэйл в двух фильмах Дэвида О. Расселла: «Боец» (2010) и «Афера по-американски» (2013).
—– У Кристиана Бэйла уже есть оскаровская статуэтка за роль в «Бойце» О.Рассела, а у Дженнифер Лоуренс – за его же фильм «Мой парень – псих». В этом году оба снова номинированы. У фильма 10 номинаций на «Оскар», он представлен во всех четырех актерских категориях: Эми Адамс и Брэдли Купер тоже среди претендентов.