Если верить социологам, 12-15% украинцев сформировали так называемый средний класс, у которого уже появились свободные деньги. Куда их вложить, чтобы получить прибыль?
Некоторые наши сограждане в такой ситуации по старинке скупают золотые изделия, кто-то строит свои винные погреба, куда закладываются коллекционные вина, кое-кто (в зависимости от фантазии и размера кошелька) покупает антиквариат или картины. Иные — более продвинутые — пытаются пойти по пути Сороса и заработать миллион на рынке форекс. Но таких — единицы. Большинство все-таки обращают внимание на недвижимость, институты совместного инвестирования и банковские депозиты. «ЭИ» выясняли, какой способ пассивного заработка сегодня наиболее привлекателен.
Управляющий в помощь
В этом году отечественный фондовый рынок проигрывает по доходности российскому. Хотя в прошлом году он занимал безоговорочное первое место в мире. За год, вложившись в бумаги какого-нибудь трубопрокатного завода, можно было получить около 1700%. В этом году агрессивные стратегии принесли в среднем 50-70% годовых, консервативные — около 25%. Тем не менее желающих рискнуть своим состоянием украинцев прибывает. Фондовые брокеры отмечают в 2006 г. большой наплыв клиентов-физических лиц, половина из которых размещает капиталы, превышающие $100 тыс.
В последние два года слова «управление активами» у всех на слуху, даже у тех, кому нечего отдать «в управление». Сейчас эту услугу предлагают многие инвестиционные компании и банки. А вот воспользоваться услугами индивидуального управляющего могут только владельцы серьезных сумм, обычно от $50 тыс. При доверительном управлении каждому клиенту выделяется личный финансовый менеджер, который ведет его депозитарный счет и принимает решения, в какие бумаги и на какой срок размещать средства. Клиент не имеет к нему доступа, он не может позвонить и сказать: «Я хочу, чтобы ты купил или продал мне акцию». Хороший управляющий дорого стоит. В свое время мне довелось стремительно избавляться от быстро дешевеющих акций «Запорожстали». И только благодаря управляющему от ценных бумаг меткомбината удалось избавиться мгновенно.
ПИФы уходят в минус
Физлицо может вкладывать деньги в инвестфонд любого типа, кроме венчурного. Однако оперативно изъять их частник в состоянии далеко не всегда. Открытые ПИФы обязаны выкупать у инвесторов бумаги в любое время, интервальные — раз в месяц (квартал, полгода — в зависимости от конкретного фонда). И это единственное, что может гарантировать фонд (доходность он гарантировать не может по определению). Закрытые же ПИФы принимают деньги на определенный срок, до истечения которого они не выкупают свои бумаги. Их, правда, все-таки можно продать, но только на вторичном рынке.
Начавшие полноценно работать в 2003-2004 гг., инвестфонды значительно опережали банки по доходности вложений. Даже в 2006 г., когда пик роста фондового рынка остался далеко позади, они сумели обеспечить инвесторам значительно больший доход, чем банки. По данным Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ), за девять месяцев закрытые невенчурные фонды показали среднюю доходность 27,08%, интервальные (если не брать во внимание старые фонды, созданные во времена приватизации) — 20-23%, открытые — 17,32%. Средняя прибыльность банковских депозитов за аналогичный период составила 11,27%. Правда, не стоит забывать, что у инвестора ПИФ, в отличие от вкладчика банка, есть издержки. Ему нужно заплатить 1-2% комиссионных торговцу при покупке сертификата, столько же — при выкупе. А с полученных процентов придется заплатить и подоходный налог (с 2007 г. — 15%). Правда, компания по управлению активами не обязана выступать налоговым агентом. То есть платить налоги или нет — зависит исключительно от сознательности вкладчика.
Даже если очистить доходность от комиссий и налогов, в данный момент картина все равно получается весьма заманчивая. Но — только благодаря успехам первого-второго кварталов и предыдущих лет. Все лето ПИФы находились в коридоре от 3% убытка до 5% прибыли. Это можно было объяснить сезонным фактором. Но сентябрь и начало октября стали для ПИФов настоящей катастрофой. Особенно для открытых фондов. Мало того, что все они сидели в минусах, так еще и инвесторы, поддавшись панике и разуверившись в перспективах фондового рынка, бросились изымать свои деньги.
КУА опасаются прогнозировать, как ситуация будет складываться в дальнейшем. «Я не могу предположить, что дадут наши фонды через полгода или год, потому что сам не знаю. Не могу даже сказать, что будет через месяц. Последние два дня ситуация на ПФТС стабилизировалась. Ожидается, что к декабрю фондовый рынок начнет расти. Но аналитики обещали, что он оживится в сентябре, а прогнозы не оправдались. Это ведь рынок… Все будет зависеть от того, вернутся ли на него иностранные и активизируются ли отечественные инвесторы, от политической и макроэкономической ситуации, от множества других факторов»,— говорит директор КУА «Сократ» Сергей Сичкарь.
Одно можно сказать наверняка. Вряд ли в ближайшие полгода интервальные и открытые инвестфонды повторят рекорды предыдущих лет. И вряд ли они смогут разительно обогнать банковские ставки по гривневым депозитам. Инвестиционщики вообще любят повторять, что ИСИ — это вложение минимум на год-полтора. Дескать, с короткими деньгами идите вы… в банк. В данный момент лучше так и сделать.
Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) — это активы, принадлежащие инвесторам на правах совместной собственности, пребывающие в управлении компании по управлению активами и учитывающиеся последней отдельно от результатов ее хозяйственной деятельности.
Надежно, но дешево
Как бы ни были заманчивы былые заслуги инвестиционных фондов, инвестировать деньги в ПИФ — удел оптимистов. Большая часть населения нашей страны, очевидно, к этой категории не относится, поскольку предпочитает потенциально высокому заработку в инвестфонде гарантированно низкий доход от банковского депозита. Сейчас, когда доходность ПИФов оставляет желать лучшего, боязнь вполне оправдана (хотя не исключено, что уже через месяц-два расстановка сил поменяется).
Осенние месяцы и декабрь хороши тем, что в это время банки традиционно поднимают ставки по депозитам населения. Наиболее выгоден гривневый депозит. Сейчас банки готовы за такую инвестицию на шесть месяцев заплатить от 9,5% до 16% годовых. Того же срока вклад в долларах США принесет вкладчику от 5% до 11% годовых, в европейской валюте — от 4% до 9%. Девятимесячные вложения стоят 11-16% (в гривне), 7-11% (в долларах США) и 5-8,5% (в евро). Годовой депозит обходится банку в 11-17% (в гривне), 8-12% (в долларах США) и 6-10,5% (в евро).
Поскольку с доходностью все ясно, у вкладчиков остается только одна проблема — выбрать банк. Последняя фишка рекламных кампаний — подчеркивать наличие иностранного инвестора. После тотальной скупки иностранцами банки наперебой заговорили о своей супернадежности и наперегонки начали снижать ставки. Дескать, раз я такой надежный и у меня раскрученный бренд, то я не буду платить много. На самом деле причина в ином: иностранцам нужно отбить расходы на приобретение банка (поэтому платить много они не хотят), а выполнение «родительского долга» перед украинской «дочкой» зависит только от их желания. Законодательно ответственность материнской структуры не закреплена ни одним нормативным актом. Все банки, в том числе и с иностранным капиталом, по определению отечественные, со всеми вытекающими отсюда последствиями и рисками — политическими, макроэкономическими и прочими.
При этом нужно помнить, что если с банком что-либо случится, Фонд гарантирования вкладов выплатит максимум 15 тыс. грн. Независимо от того, какую сумму и в какой валюте потерял вкладчик.
Низколиквидный актив
Недвижимость за последние пять лет стала одним из самых доходных и популярных объектов вложения денег. В 2005 г. по доходности она почти догнала открытые инвестиционные фонды и в 2,5 раза опередила банковские депозиты. Но подходит ли она, если деньги нужно пристроить на короткий срок или если через небольшой период времени требуется зафиксировать прибыль? Первичный рынок отпадает сразу, ведь за полгода дом никто не построит и тем более не сдаст в эксплуатацию. По поводу вторичного рынка однозначный ответ дать сложно.
Кому-то это покажется нелепостью, но знакомый автора умудрился потерять на вложениях в жилье $5 тыс. У него не хватало денег на хорошую квартиру, а чтобы привлечь кредит на более достойное жилье ему нужно было «прогнать» по карточке все заработки, которые он получал в конверте. Поэтому он пока решил купить однокомнатную «хрущевку» с ремонтом образца 60-х гг. на пятом этаже – чтобы деньги не обесценились. Было это в июне 2005-го, квартира стоила $44 тыс.
Август того же года порадовал его безмерно. Он для интереса выставил квартиру на продажу за $50 тыс., и потенциальные покупатели шли толпами. Октябрь немного насторожил: экскурсии все еще продолжались, но реальная готовность купить была продемонстрирована только один раз. В декабре его соседям удалось пристроить «двушку» за $55 тыс. В январе, спустя полгода после покупки, мой знакомый уже готов был идти в банк, но ему просто не удавалось найти покупателя на свой объект инвестиций. В феврале ему пришлось продать квартиру за $40 тыс. Плюс расходы на оформление двух сделок купли-продажи, – и чистый убыток составил более $5 тыс.
Никто не даст гарантии, что временный прогиб рынка недвижимости не повторится вновь. С конца декабря и до мая может наблюдаться стагнация, падение или замедление темпов роста, а с августа по ноябрь – оживление. При краткосрочном вложении подобные тенденции могут существенно скорректировать цены, особенно на квартиры эконом-класса и элитное жилье. «Полгода или год – это не срок для недвижимости. Инвестиции в жилье требуют более длительного времени, – говорит гендиректор АН «Планета Оболонь» Алексей Котенко. – Если говорить о прогнозе, то до конца года ожидается рост, хотя к декабрю темпы замедлятся. Уже сейчас количество сделок сокращается».