В этом году $1,37 млн. Нобелевской премии мира разделили пополам Мухаммед Юнус (на фото) из Бангладеш и созданный им Grameen Bank — банк для бедных.
«Мир невозможен, если значительная часть населения едва сводит концы с концами»,— так мотивирует свое решение норвежский парламент (именно он, а не Шведская академия наук, присуждает премию мира). 30 лет назад Мухаммед Юнус создал банк для самых бедных. Затея удалась: невозвращенных кредитов, вопреки ожиданиям скептиков, у банка всего около 2%. За все время существования банк выдал кредитов на сумму $5 млрд.
Казалось бы, странно, что премию мира дали за коммерцию. Однако во многих развивающихся странах большая часть населения не имеет доступа к финансовым услугам. Если у человека и есть свободные средства, он на них купит скотину, которая может умереть, или драгоценности, которые у него могут украсть. Еще хуже обстоят дела с кредитами. Получить ссуду по более или менее нормальной ставке может себе позволить только богатый (который и так не особо стеснен в средствах). Бедный же, которому нечего оставить в залог, будет платить сотни процентов годовых. Так что идея банка для бедных вначале выглядела скорее утопической, чем коммерческой. Кроме того, господин Юнус почти не получает прибыли от деятельности своего банка.
Другое дело, что это если и имеет отношение к достижению мира, то только классового. Но это уже не первый случай нецелевого награждения. В позапрошлом году премии мира удостоилась эколог Вангари Маатай из Кении. Она мобилизовала бедных женщин, которые за тридцать лет посадили 30 млн. деревьев, чтобы воспрепятствовать расширению пустыни и восстановить мир природный. Между тем все еще происходят вооруженные конфликты (например, в Дарфуре, Шри-Ланке, Сомали или Ираке), и, скорее всего, там есть деятели, достойные поощрения.