Финансы

Размер имеет значение

С началом кризиса понятие «большой фонд» сильно мутировало

Сегодня компании по управлению активами управляют откровенными середнячками, по сравнению с успешным 2007 г.

На конец октября самыми крупными среди публичных (доступных для населения) ИСИ были: «Спарта Сбалансированный» (47,756 млн. грн.), «Классический» (43,3 млн. грн.) и «Альтус — Сбалансированный» (35,873 млн. грн.). По данным investfunds, к началу октября лидерами рынка по объему денег в управлении являются КУА «КИНТО» (21% рынка публичных фондов), «ІТТ-Менеджмент» (19,7%) и «ПИО Глобал Украина» (4,97%).

Для сравнения, еще до начала кризиса, в декабре 2007 г., крупнейшие фонды имели активы в сотни миллионов. В частности, «Синергия-3» имела активы 250,7 млн. грн., «Парекс украинский сбалансированный фонд» — 244,7 млн. грн., «Синергия-4» — 242,3 млн. грн. На тот момент лидерами рынка по объему денег в управлении были «КИНТО» (42,37% рынка публичных ИСИ), Parex Asset Management Ukraine (12,44%) и «ПИО Глобал Украина» (тогда УК «Сократ» — 9,1%).

«В сегодняшних реалиях объем фонда корректно сравнивать с объемами аналогичных фондов и с объемами торгов на бирже. Если мы говорим об открытых фондах, то на сегодняшний день мелкими можно назвать фонды с объемом активов до 2 млн. грн., крупные открытые фонды имеют в своем распоряжении активы от 10 млн. грн. В закрытых фондах планка чуть выше — крупными фондами можно назвать фонды с активами более 25 млн. грн.»,— считает старший менеджер департамента продаж и работы с инвесторами КУА «КИНТО» Виталий Дышловой.

Председатель правления  КУА «УкрСиб Эссет  Менеджмент» Максим Куприн выставил более высокую планку. «Учитывая состояние  рынка ИСИ, по большому счету, в Украине на сегодня большими можно считать фонды размером более 100 млн. грн. Это оптимальный размер для эффективного управления, если принимать во внимание уровень ликвидности нашего рынка ценных бумаг»,— считает он.

В то же время господин Куприн отметил, что важным  является разделение таких фондов в  соответствии с направлениями  инвестирования. Например, фонд недвижимости размером в 50 млн. грн. будет маленьким  и фактически рассчитанным на один небольшой по объемам проект. Фонд облигаций при таком размере также не будет являться очень большим, поскольку ликвидность долговых  инструментов гораздо выше, чем, например, акций.

«Продать пакет облигаций размером, например, в 5 млн. грн. гораздо легче, чем соответствующий пакет акций (если не принимать во внимание последствия кризиса). Диверсифицированный же фонд такого размера будет считаться достаточно большим», — подчеркнул эксперт из «УкрСиб Эссет Менеджмент».
Управляющий активами Parex Asset Management Ukraine Алексей Дударенко назвал цифры, более близкие к оценкам «КИНТО». В текущих реалиях украинского  рынка он отнес фонд объемом 20 млн. грн. и более к категории средних, 40-45 млн. грн. и более — крупных.  «В таких фондах объемы инвестиций в одну позицию будут находиться на достаточно высоком, как для украинского рынка, уровне, и осуществлять ротацию портфеля значительно сложнее»,— отметил он.

При этом существует еще одна градация. Можно назвать условную границу, после которой фондом становится намного сложнее управлять, а для получения высокой доходности нужен высокий профессионализм управляющих. Аналитик КУА «Драгон Эссет  Менеджмент» Алексей  Соболев оценил этот порог в 10 млн. грн.

Гипотезу о взаимосвязи размера и сложности подтвердил и господин Дышловой. «Корреляция объема СЧА и его влияние на доходность фонда — довольно условное понятие. На доходность фонда оказывает влияние слишком много факторов, чтобы говорить о безоговорочной связи. При прочих равных условиях легче управлять фондами с небольшим объемом активов»,— считает эксперт из «КИНТО».

Впрочем, с ними не согласен директор по управлению активами КУА «ІТТ-Менеджмент» Виктор Федоров. Он считает, что управление маленьким фондом требует большего профессионализма для достижения схожих результатов с крупными фондами. Дело в том, что «малыши» гораздо больше ощущают на себе транзакционные и постоянные обязательные расходы (аудит, публикации, собрания).

«Кроме того, при приобретении крупного объема бумаг на падающем рынке (именно в это время фонды покупают) можно получить серьезный дисконт по сравнению с небольшим лотом. То же касается и инструментов с фиксированной доходностью. На депозит в 1 млн. грн. ставка будет выше, чем на депозит в 100 тыс. грн. при равном сроке, а продавец облигаций всегда даст дополнительную доходность покупателю 1000 облигаций и потребует меньше рынка от покупателя 50 облигаций»,— объяснил господин Федоров.

Он заметил, что существуют свои сложности и у управляющих очень большими фондами. «В первую очередь, это ликвидность и емкость рынка. Позиция в 10 млн. грн. слабо ликвидна без существенных потерь, а увеличение количества позиций в портфеле влечет за собой как снижение общей ликвидности, так и увеличение расходов на аналитику. По моему мнению, тяжело управлять портфелями до 15 млн. грн. и свыше 150 млн. грн. Гораздо вольготнее чувствуют себя управляющие фондами в промежутке 15-150 млн. грн.»,— подчеркнул он.

lyamets